Гений…и кощунство. “Тангейзер” и кривые зеркала

Небольшое объявление в магазине «Мелодия» на Арбате приглашало в общество филофонистов для прослушивания  музыкальных записей редко или вообще не исполняющихся произведений. Идти нужно было в Союз Композиторов. Объявление повествовало, что ближайшее прослушивание посвящается музыке Рихарда Вагнера.

Я пошла. Все мои подруги, сделав страшные глаза, отказались.

На вахте Союза меня не остановили, и с легким трепетом я свободно взлетела на второй этаж. Смутное сознание важности места, куда я попала и что тут необходим пригласительный билет, абонемент или что-то подобное, делало меня робкой и одинокой, как серую плотвичку среди здоровающихся, улыбающихся друг другу нарядных посетителей. Больше всего я боялась, что перед самым началом появится билетер и не пропустит в такую желанную дверь.

Потому, когда ко мне дружелюбно обратилась приветливая молодая женщина, я вздрогнула:

– Простите, сегодня читает N**?..

– Да…нет…не знаю…

– Говорят, он плохо себя чувствовал?

– Да…кажется…простите, я…

И в это время открылась волшебная дверь. Никто меня не остановил, и я прошла в заветный зал и утонула в глубоких объятиях мягкого красного кресла.

Маленькое возвышение вместо сцены.   Сидящий на стуле человек с опущенной головой. Тихий шорох занимаемых мест.

Полная тишина.

И вдруг этот не поднимающий глаз человек в центре сцены взрывает эту тишину рублеными немецкими фразами.

Сердце мое сжимается от предчувствия «чего-то»… И начинается музыка!

Наверное, человек, воспитанный на песнях Людмилы Зыкиной и вдруг попавший на концерт рок-музыки, испытал бы то же, что и я, вкусы которой сформировались на мелодиях Верди и Чайковского.

Рихард Вагнер обрушил на меня золотую стену огня, вихри пламени, вздымающиеся к самому небу, летящие в бездну, охватывающие и обжигающие сердце!

Это был не виртуальный, не музыкальный, но реальный огонь – с молниями и внезапно распускающимся по небу многоцветным ослепительным спектром, с грохотом вулканического извержения… С крушением мира.

Это было «Кольцо Нибелунгов». Гибель Валгаллы, гибель богов. Предчувствие Апокалипсиса! Хотя тогда я и слова такого не знала.

В советское время неоткуда было узнать о Рихарде Вагнере, авторе этого космического извержения. Все, что узнала, было потом. Сначала урывками:

«Композитор Рихард Вагнер и его гигантские проекты, необычайно сложная драматургия оперных произведений, погружение в область философии, берущей истоки из Шопенгауэра, в музыкальные гармонии. Голос и оркестр – переплетение, синтез слова и музыки»

Музыкальные источники в советское время давали довольно скупые данные об этом немецком композиторе. Меня, с моим юношеским максимализмом и притяжением ко всему грандиозному, тогда глубоко захватило звучание учетверенного по составу инструментов оркестра!

Тройной состав деревянных духовых инструментов – это для него норма. Мало! Он вводит дополнительное большое количество скрипок и виолончелей. Он увеличивает состав медной группы,  обогащает свой оркестр новыми тембрами – валторнами и басовой трубой. Он вводит целый ряд – шесть арф!

Этот оркестр по грандиозности и блеску звучания превзошел все, что до него было.

Конечно, это завораживало…потрясало. После пленительной, но вполне понятной мелодики Верди – сложнейшая музыкальная философия!

Помимо этого, оркестр Рихарда Вагнера впервые призван самостоятельно выражать чувства и эмоции. Он, будто гигантский  античный хор, комментирует происходящее, передает скрытый от зрителя  смысл, сопереживает или судит.

За всю историю оперы до Вагнера ни один композитор не использовал оркестра такого масштаба, музыки такой сложности, гармоний такой необычности.

Дыхание захватывает от обрушивающейся на тебя оркестровой мощи. Погружаешься в звучащий океан, волны которого с силой пронизывают тебя насквозь, поднимая в душе ответное громадное движение.

Композитор, одаренный драматург,  практически во всех операх применяет собственные либретто, обеспечивающие грандиозность многомерной тетралогии.

«Кольцо Нибелунга» исполняется в течение трех дней  и предвечерия. Общее время исполнения всех входящих в его состав четырёх опер занимает более 15 часов. Самая короткая опера, «Золото Рейна», длится два с половиной часа, самая долгая, «Гибель богов», — более пяти.

Гений…но удивительно! Почти с начала появления произведений Рихарда Вагнера в музыкальном мире, их исполнение вызывает громадные разногласия, вплоть до запрета на постановку. Почему?

Следует сказать несколько слов о личности композитора, чтобы, возможно, найти ключ к разгадке этого феномена.

Эффект «кривых зеркал» преследует Рихарда Вагнера до сих пор, подтверждение тому – недавний запрет на его музыку православной церковью в Новосибирске.

Что же может помешать исполнению музыки гения? Возможно, сложность исполнения, понимания, «гигантизм» драматургии?

До революции в репертуаре Большого был, пожалуй, только «Лоэнгрин». В Мариинском в Петербурге в 1909 году отважились, в виду высокой сложности и громоздкости, поставить «Кольцо Нибелунга». Запрета, как такового, не было, но постановка была настолько трудной, что за нее не брались.

Стоит заметить, что мировоззрение композитора очень и очень неординарно. В Советском Союзе Рихард Вагнер практически был под запретом, считаясь любимым композитором Гитлера, больше того – символом и теоретиком нацизма, огромное влияние оказавшим на «арийскую» теорию Третьего Рейха.

И начинают кривляться кривые зеркала.

В Зеркале Рихарда Вагнера Зигфрид – искупительная жертва человечества против несправедливости и зла в мире.

В Кривом отражении Адольфа Гитлера Зигфрид – Белокурая Бестия, сверхчеловек, беспощадный покоритель мира, носитель «арийской» избранности. Символ нацизма…

Композитор первым в одной из своих статей выдвинул антисемитскую идею “окончательного решения”еврейского вопроса. Вагнер не считал евреев за европейцев и требовал «насильственного устранения» их из жизни Германии и Европы, не имея в виду физического уничтожения.

Кривое отражение: Гитлер развил этот взгляд до теоретической установки истребления еврейского народа в Германии, завоеванных странах и на оккупированных территориях России

Следствие: музыка оказалась в ответе за своего создателя.

После провозглашения  государства Израиль, в стране был введен неформальный запрет на исполнение произведений Вагнера, который рассматривается израильтянами не только как любимый композитор Гитлера, но и как отвратительнейший антисемит.

Итак, гений и злодейство…

Возникает вопрос: вызывает ли мировоззрение Рихарда Вагнера, как следствие, многочисленные трудности постановки и прослушивания его произведений при жизни автора и после его смерти? Наказывает ли так Господь музыканта при жизни и после смерти?..

И вновь кривизна: искаженное примитивно приземленное толкование драматургии Вагнера-драматурга.

Мое знакомство с гением произошло в подростковом возрасте. Был это «Тристан и Изольда».

Книга черного бархата с огненным цветком, переломленным посередине. Клавир оперы, который вместе с пластинками привезла из музыкального училища сестра.

Слушать оперу с клавиром в руках – это неизъяснимое наслаждение. Я слушала вновь и вновь, погружаясь в эту великую легенду о любви. О героях, которые вместо кубка смерти по ошибке выпили кубок любви…И невеста друга стала любимой Тристана…

Как там пели арфы! Умирали скрипки…Тосковали скорбные виолончели…Знаменитый “тристан-аккорд” из Прелюдии, позже ставший хрестоматийным, разрывал сердце.

Далекий человеческий голос тонет в огромной вселенной звучащих космических сфер. Чем-то напоминает мне нынешнюю рок-музыку, не очень разбираюсь, но слышала как-то одинокий голос в бушующем море ритма. Напомнило… «Тристана»

Это была сказка гения, умеющего обрушить на слушателя в музыкальном повествовании всю трагедию любви и ослепительных человеческих чувств.

А недавно одна из передач по каналу «Культура» коснулась «Тристана и Изольды». Какой-то немец или австриец взялся подсчитывать, сколько в этой музыке скрытых… не могу найти заменяющего слова. Там было грубо и пошло, я не хочу повторять. Подсчет сопровождался движущимися картинками, практически порно.  Автор передачи подсчитал. Насколько хватило ума и безнравственности.

Прекрасная томительная легенда о любви подверглась грубому эротическому насилию.

Почему это происходит с Вагнером? Вопросы и вопросы.

И снова кривизна: на этот раз в поле зрения «Тангейзер» …

Почему опера вызвала желание запретить ее постановку в городе Новосибирске?

Разберемся в либретто, написанном самим Рихардом Вагнером.

Главный герой Тангейзер проводит юность в языческих оргиях в гроте самой Венеры. Неожиданная тоска по родине и оставленной им любимой девушке заставляет его вернуться домой.

В состязании певцов, победителю которого достанется рука Элизабет, которая продолжает любить Тангейзера, происходит неожиданное.

Все певцы восхваляют высокую любовь и поклонение Прекрасной Даме, в то время как Тангейзер заявляет о преимуществах и победе над высокими чувствами плотской любви. Окружающие возмущены. (Это ж надо же! Возмущены! Вот общество-то было, а? Кто бы у нас сейчас на ТВ возмутился?) Тангейзер изгнан. И только одна Элизабет молит Богородицу взять ее жизнь, чтобы Тангейзер раскаялся и получил прощение.

Тангейзер отправляется в Рим, где Папа ставит ему условие: он будет прощен Богом, если в руках Папы зацветет жезл.

Тангейзер возвращается, встретив по дороге гроб с умершей Элизабет. Жезл процветает. Тангейзер прощен.

Чего можно было ожидать от постановки оперы с таким сюжетом? Я предполагала, что будут эротические сцены с обнаженными телами, возможно, танцы или телодвижения, оскорбляющие нравственность. Но такими картинами полны программы телевидения, ничего нового, что оскорбило бы верующего человека, предположить нельзя. Так и борьбы за закрытие безнравственных программ по ТВ, как будто не видно?

Однако режиссер в Новосибирске действительно перешел все границы. Пожалуй, он переплюнул и квартет «Пусси Роут»…

Потому что в грот Венеры он поместил Христа, как проводящего в грехах свою молодость…

Итак, гений и…кощунство. Причем в либретто Вагнера, как мы видим, речь идет об искупительной жертве во имя любви, в современном спектакле – воплощается омерзительная фантазия режиссера. Русская православная церковь протестует.

Мое мнение: нужно говорить об этом и протестовать. Если бы я сразу знала, о надругательстве над Христом в современной свободной трактовке оперы в Новосибирске, возможно не было бы у меня изумления по поводу запрета постановки «Тангейзера» митрополитом Тихоном. То, что представляется в Новосибирске – это не «Тангейзер», это его кривое зеркало! Теперь же, в страстную неделю, в преддверии крестных страданий Спасителя-Христа, я воспринимаю эту постановку как новое издевательство «покивающих головами» на Голгофе…

P.S. Известные деятели культуры стоят за свободу творчества. Для них фантазия новосибирского режиссера – это «выдумка в выдумке». Они не находят в новой оперной постановке оскорбления Евангельского Христа. А тот, который проводит молодость в борделе – «не настоящий». Но те, кто идет в театр на спектакль, так ли все умно изощрены, чтобы проникнуть в эту «выдумку»? Но на иконах Христос тоже «не настоящий»!

В современном прочтении вагнеровского сюжета Тангейзер представляется в виде кинорежиссера, снимающего фильм о молодых годах Спасителя, тех самых таинственных тридцати трех годах перед тем, как Он выходит на проповедь. Чего только не приходило в головы досужим выдумщикам по поводу этих, не упоминаемых в Евангелии, лет! И вот – додумались…

Почему-то мне кажется, что если бы режиссер «Нового Тангейзера» обозначил своего героя Вильгельмом, Фрицем или как-нибудь еще, не достало бы новой постановке того «перчика», той приманки, на которую падка современность. И не получила бы новая опера массы зрителей и звание «Опера года-2014»

Даст ли кривое зеркало новую кривизну?

Какое произведение будет изуродовано в будущем?  «Парсифаль», «Мейстерзингеры», «Лоэнгрин»?..

Для меня, какими бы наградами не отмечали, постановка эта не становится менее грязной.

7 Ответов to “Гений…и кощунство. “Тангейзер” и кривые зеркала”


  • А может вовсе зеркала и не кривые, а выражают, что Вагнер хотел сказать или не договорил…

  • Трудно сказать. Но то, что на протяжении ста лет после его смерти музыка и драматургия Вагнера попадает в жернова “экспериментов” – это так.
    Последний “эксперимент” – самый гнусный, на мой взгляд. Но в прессе и в разговорах со знакомыми мне людьми просматривается одна сторона: право художника на эксперимент с классикой. И пропускается кощунственная сторона этого последнего по времени эксперимента.
    Читала две статьи в “Аргументах и фактах”. Одна – “за”, другая как будто “против” экспериментов с классикой. Обе “по мотивам скандала с “Тангейзером” в Новосибирске. И ни в одной ни слова про Христа. Как будто не замечают, не видят.

  • А чья статья ?

  • Любовь, не совсем поняла. о какой статье идет речь? В комментарии – о двух статьях:
    1. Борис Клюев, актер Малого театра, профессор, педагог Театрального училища им. Щепкина, статья “Дойти до души”
    2. Юрий Поляков, писатель, главный редактор “Литературной газеты”, статья “Добавить смыслы”

    Ни в той, ни в другой – о Христе ни слова. Только о свободе творческого эксперимента.

  • Обе статьи в газете “Аргументы и факты № 15, стр. 17 Общий заголовок страницы:
    Оставьте Гоголя в покое

  • Благодарю.

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree