ПСИХОЭЛЕВАЦИЯ*

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят
(Мат. 5, 8 )


Ежедневно нам сообщают о каких-то жестоких преступлениях и акциях, которые душа не хочет принимать, как действия психически здоровых, разумных людей. Человеческое общество все более и более психопатизируется. И дело подчас не в накапливающейся органической предрасположенности к девиантным** расстройствам психики. Хотя и этого хватает, увы. А, скорее, в тех условиях, которые вообще создаются нашей цивилизацией для проявлений жестокости, насилия, всяческих извращений… Но речь не о них…
История эта, на мой взгляд, одновременно и драматическая и жизнеутверждающая. И время от времени она остро напоминает о нешуточной борьбе добра и зла в каждом из нас. С ее героем я встретилась впервые в 90-е годы, когда начинала свою врачебную работу в психиатрическом отделении. Почему он мне запомнился, не знаю, так как это был не мой пациент. Возможно потому, что это был молодой парень, чуть за двадцать, но с ярко выраженными проявлениями психической болезни, не оставлявшими места для сомнения в диагнозе. Вероятная перспектива – глубокий психический дефект, в худшем случае отягощенный каким-то преступлением и, как следствие, тюрьма или больница для психохроников…
Но… человек предполагает, а Бог располагает. Через несколько лет мы с ним снова встретились уже в церковной обстановке. Он пришел в епархиальную библиотеку, находящуюся по соседству с моим консультативным кабинетом. Здесь состоялась первая беседа о жизни, о проявлениях болезни, о его отнюдь не простых взаимоотношениях с мамой, и много еще о чем.
Встречи эти повторялись время от времени, не часто. Сначала раза 2-3 в месяц, затем раз в полгода, в год, и еще реже. Но, что удивительно, с каждой новой встречей в нем замечалось тоже что-то новое. Какой-то рывок в устроении его души, а вместе с этим и решение некоторых проблем. Он стал бережнее относиться к маме и реже впадал в дисфорические*** состояния, которые были характерны для него раньше. Он очень ответственно готовился стать крестным и сокрушался, что родители ребенка не понимают важности крещения и церковной жизни. Он не стыдился говорить о своей вере окружающим людям. А в свободное от работы время по зову души старался кому-то помочь. И часто приходил в храм пораньше, чтобы что-то сделать, к примеру, очистить дорожки от снега… Вера его была, быть может, немного наивная. Но живая, искренняя. Во всяком случае, так виделось мне, когда я с ним разговаривала.
Коллеги-психиатры вряд ли знали обо всем происходящем с одним из многочисленных пациентов. И, скорее всего, считали его просто не очень дисциплинированным больным, который нерегулярно посещает поликлинику, не принимает лекарства, скрывает свои переживания. Несмотря на это у него реже стали происходить обострения, и он уже не так часто госпитализировался в стационар, как раньше…
У Иосифа Бродского (хотя я и не считаю его светочем духовной мудрости, но метафора точная) есть такое высказывание: «Точка всегда обозримей в конце прямой». Можно ли назвать путь этого парня совершенно прямым – не знаю. Мне трудно об этом судить, мне он был известен только с той стороны, которую он сам открывал для общения. Но вот последняя точка «в конце прямой», наверное, говорит о многом.
Случилось это зимой, теперь уж точно не припомню позапрошлой или еще раньше. Рассказали, что его нашли почти без одежды около собственной квартиры. Соседи, зная о его болезни, вызвали психиатрическую бригаду. Он уже был почти без сознания и, увидев у него на спине раны, похожие на ожоги или следы отморожения, доктор решил, что парень обморозился. Его увезли в реанимацию, где вскоре он и скончался, так и не сказав, что с ним случилось.
Что произошло на самом деле – остается только предполагать. Одно известно достоверно: его пытали. По одной из версий искали деньги. Ведь все время пока он мог, он работал. По своему простодушию он не скрывал, что копит деньги, чтобы мама могла поехать на какое-то дорогостоящее лечение или на отдых…
В начале своего рассказа я написала о том, что история эта жизнеутверждающая. Не цинично ли говорить так, когда произошла столь жестокая трагедия? С житейской, мирской точки зрения, ответ однозначен – цинично. Но буквально за несколько дней до этой его, не побоюсь сказать, мученической кончины, мы говорили о «Пасхе Красной».**** Это была последняя книга, которую прочитал Сергей… А у Бога случайностей не бывает.

* термин «психоэлевация» – «возвышение души» введен детскими психотерапевтами И.Я. Медведевой и Т.Л. Шишовой, этим термином назван их авторский метод драматической куклотерапии.

** девиация (deviance – отклонение) — социальное поведение, отклоняющееся от считающегося “нормальным” или социально приемлемым в обществе либо в социальном контексте (Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.)

*** дисфория (dysphoria, греч. dysphoreō тяжело переносить, быть раздраженным) — расстройство настроения с преобладанием тоскливо-злобного, угрюмо-недовольного, сочетающееся с раздражительностью, агрессивностью, нередко страхами. Возникает чаще при эпилепсии, шизофрении, различных органических заболеваниях ЦНС, психопатиях.

**** «Пасха Красная». Книга Н. Павловой о троих монахах – Оптинских новомучениках, убиенных в пасхальное утро 1993 года. Убийца был признан психически больным, после экспертизы и лечения он – прихожанин того же Оптинского монастыря.

10 комментариев в “ПСИХОЭЛЕВАЦИЯ*”

  1. Таисия:

    Грустная история. И поучительная. Многое просится на язык, но слов нет…

  2. Виолетта Макарова:

    Да, так.

  3. Виолетта Макарова:

    И все-таки он наверняка уже там, где “ни слез, ни воздыхания, но жизнь бесконечная”, как поется в заупокойных молитвах.

  4. Виолетта Макарова:

    И еще в качестве, может быть, запоздалого поскриптума:
    Наверное выглядел бы “эффектнее” (или, может, приятнее для глаза, легче) рассказ о том, что человек был тяжело болен и исцелился. Мы, как и все другие люди, не хотим слышать о страдании и боли. Хотя суть Христианства в подвиге. Это, я думаю, всем ясно (конечно, тем, в первую очередь, кто знает эту суть)
    Этот парень действительно исцелился. Конечно, не так как мы привыкли. А по-настоящему: Стал целостным в любви к Богу, в конце концов, созрел для встречи с Ним.
    И вот я снова и снова задаю себе один и тот же вопрос: Где обрящусь аз?
    А вы?

  5. Таисия:

    Наверное, многие задают себе этот же вопрос.

    Вы, знаете, часто задумываюсь над людьми, которые живут в каком-то своем мире. У них свое восприятие и видение окружающего, а мы, не умея понять их мироощущение и мировидение, называем их умалишенными…
    Они, эти больные люди, осознают себя больными? Они страдают от этого осознания или смиряются со своим состоянием? Мне очень жалко таких людей… и хочется понять, что они чувствуют… и как можно помочь им найти свое место среди людей.

  6. любовь:

    Да, опыт общения с людьми с нарушенной психикой весьма болезненный. Есть даже мнение, что, например, шизофрения – заразное состояние.
    А психоэлевация – это что, способ воздействия или наоборот результат некого упражнения – с куклами ? Или игра в куклы? А для взрослых это приемлемо ?

  7. Виолетта Макарова:

    Все разные люди. И в любом человеке, даже с самой разрушенной психикой – образ Божий. Не знаю, рассказывала ли об одном случае: Одна женщина (упокой Бог ее душу!) привела однажды паренька с глубокой олигофренией в храм, он даже не разговаривал. После Литургии был крестный ход, и я наблюдала такую картину: младенец на руках у мамы и этот паренек (оба только что причастились) нашли друг друга глазами и “общались” на только им понятном языке. Они так рады были друг другу…
    За всех трудно говорить, да, тяжело жить рядом с психически больным. Очень. Это тяжелый крест.
    Но есть разные заболевания и состояния. При многих бывают ремиссии. При шизофрении, в частности. Человек может чувствовать себя почти здоровым (здоровым) в это время. И приступ заболевания может быть только раз за всю жизнь. Это при благоприятной форме. После приступа человек помнит то состояние, которое было во время болезни. Это, согласитесь, нелегко.
    А что касается “заразности”: одержимые какими-то идеями люди довольно часто находят себе последователей. Феномен индуцирования, внушения. А вообще-то шизофрения считается наследственным заболеванием. В научной психиатрии только эта теория имеет подтверждение.

    Психоэлевация – это принцип метода. Не подавлять негативные стороны личности. А дать возможность им преобразиться. Трусливому – вырасти в осторожного. Агрессивному – в защитника слабых и т.д. Куклотерапия – дает возможность через роль прожить желаемый образ. Задача психотерапевта – разглядеть и помочь, дать возможность проявиться доброму в человеке.

  8. Виолетта Макарова:

    Родители тоже участвуют вместе с детьми в постановках. А если говорить только о взрослых – тоже можно. Куклотерапию как метод эффективно применять в случаях после тяжелых психотравм. Когда люди пережили землетрясение, войну. Есть опыт куклотерапии в хосписах, с людьми, у которых тяжелые заболевания.
    Если отвечать на вопрос – это способ выражения того, что не осознается. Психоэлевация направляет это выражение. Думаю, так.

  9. любовь:

    Спасибо, Виолетта Сергеевна ! Есть над чем подумать. Весьма интересный для меня материал.

  10. Виолетта Макарова:

    Метод замечательный на самом деле. Жаль только, что из тех, кто проучился на семинаре авторов И.Я. Медведевой и Т.Л. Шишовой, когда они у нас были, совсем мало занялись им. С детками очень эффективно. Конечно, надо понимать, что делаешь, чтобы не навредить. Мы же даже хорошую методику можем неправильно истолковать и использовать. Тогда беда…

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree