Основная задача грядущей России

Предлагаем для рассмотрения и обсуждения отрывки из статьи русского философа Ивана Александровича Ильина «Основная задача грядущей России»,  в которой основное внимание уделено вопросу создания и воспитания национальной элиты в посткоммунистической России. Статья была опубликована в 1950 г.   

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ГРЯДУЩЕЙ РОССИИ 

Нам не дано предвидеть грядущего хода событий. Но мы знаем и понимаем, в чем будет состоять основная задача русского национального спасения и строительства: она будет состоять в выделении кверху лучших людей, — людей, преданных России, национально чувствующих, государственно мыслящих, волевых, идейно-творческих, несущих народу не месть и не распад, а дух осво­бождения, справедливости и сверхклассового единения. Если отбор этих новых русских людей удастся и совершится быстро, то Россия восстановится и возродится в течение нескольких лет; если же нет, — то Россия перейдет из революционных бедствий в долгий период послереволюционной деморализации, всяческого распада и международной зависимости.

 Всякое государство организуется и строится своим ведущим слоем, живым отбором своих правящих сил. Всегда и всюду правит меньшинство: в самой полной и последовательной демократии — большинство не правит, а только выделяет свою «элиту» и дает ей общие, направляющие указания. И вот, судьбы государств определяются качеством ведущего слоя: успехи государства суть его успехи; политические неудачи и беды народа свидетельствуют о его неудовлетворительности или прямо о его несостоятельности. 

Такова судьба всех народов: они расплачиваются унижениями и страданиями за недостатки своего ведущего слоя. Однако, эти унижения и страдания являются не только тягост­ными последствиями совершенных ошибок или преступлений; они являются в то же время подготовкою будущего, школою для новой элиты; они длятся лишь до тех пор, пока эта новая национальная элита не окрепнет религиозно, нравственно и государственно.

 Россия перед революцией оскудела не духовностью и не добротой, а силою духа и добра. В России было множество хороших и добрых людей; но хорошим людям не хватало харак­тера, а у добрых людей было мало воли и решимости. В России было немало людей чести и честности; но они были рассеяны, не спаяны друг с другом, не организованы. Духовная культура в России росла и множилась: крепла наука, цвели искусства, намечалось и зрело обновление Церкви. Но не было во всем этом действенной силы, верной идеи; не хватало национального воспитания и характера.  

Незрелость и рыхлость национального характера соответствовала незрелости и рыхлости народного хозяйства.

Этой своеобразной беспочвенности и рыхлости здоровых сил народа противостоял неизжитый запас больных и разрушитель­ных сил.  

Разразившаяся коммунистическая революцию не только разрушала прежнее государство, прежнее хозяйство и прежнюю культуру в России, но стремилась, прежде всего, смести преж­ний ведущий слой и поставить на его место новый.

 Когда крушение коммунистического строя станет совершив­шимся фактом …То, в чем Россия будет нуждаться прежде всего и больше всего — будет новый ведущий слой.

Эта новая элита, — эта новая русская национальная интел­лигенция должна осмыслить русское историческое прошлое и извлечь из него заложенный в нем «разум истории». А история учит нас многому.

 1. Прежде всего, ведущий слой не есть ни замкнутая «каста», ни наследственное или потомственное «сословие». По составу своему он есть нечто живое, подвижное, всегда попол­няющееся новыми, способными людьми и всегда готовое освобо­дить себя от неспособных.

Мы все — от правителя до простого обывателя — должны научиться узнавать людей качественно духовного заряда и всячески выдвигать их; только так мы сможем верно пополнять нашу национальную элиту во всех областях жизни.

 2. Принадлежность к ведущему слою —начиная от министра и кончая мировым судьею, начиная от епископа и кончая офи­цером, начиная от профессора и кончая народным учителем, — есть не привилегия, а несение трудной и ответственной обя­занности.  Вести свой народ есть не привилегия, а обязанность лучших людей страны. Эта обязанность требует от человека не только особых природных качеств, подготовки и образования, но и особого рода жизни в смысле досуга, жилища, питания и одежды. Это люди иной душевной и нервной организации, люди духовной сосредоточенности, люди иных потребностей и вкусов, иного жизненного напряжения и ритма.   

 3.  Вместе с тем, в России должна быть искоренена дурная традиция «кормления», т. е. частного наживания на публичной должности. Государственный чиновник  должен довольство­ваться получаемым им окладом («жалованьем») и не пополнять его никакими «прибытками» или «поборами» с обслуживаемого им населения. Публичные должности должны переживаться  как служение.  

4.  Далее, одна из основных опасностей ведущего слоя состоит в слишком высокой оценке государственной власти, ее значения и призвания. Государственная власть  есть власть, извне подходящая к человеку, предписывающая и воспрещающая ему  и угрожающая ему наказанием. Это означает, что все творческие состояния души и духа не подлежат   ведению   государственной   власти. Государство не может требовать от граждан веры,  молитвы, любви, доброты  и  убеждений.  Оно не  смеет регулировать научное, религиозное и художественное творчество. Оно не может предписывать оказательства чувств или воззрений. Оно не должно вторгаться в нравственный, семейный и повсе­дневный быт. Оно не должно без крайней надобности стеснять хозяйственную инициативу и хозяйственное творчество людей.

Ведущий слой призван вести, а не гнать, не запугивать, не порабощать людей. Он призван чтить и поощрять свободное творчество ведомого народа. Вести можно только свободных; погонщики нужны только скоту; надсмотрщики нужны только рабам. Лучший способ вести есть живой пример.

России нужна власть, верно блюдущая свою меру.

 5.  К этому необходимо добавить, что новый русский отбор должен строить Россию не произволом, а правом. Будут законы и правительственные распоряжения. Эти законы должны соблю­даться и исполняться самими чиновниками, ибо чиновник есть первый, кого закон связывает. От закона есть только одно «отступление»: по совести, в сторону справедливости, с принятием на себя всей ответственности. Формально-буквенное, педантически-мерт­венное применение закона не есть законность, а карикатура на нее.  

Грядущей России нужен не произвол, не самодурство и не административная продажность, а правопорядок, утверждаемый живым и неподкупным правосознанием.

 6. Далее, новая русская элита в деле правления должна блюсти и крепить авторитет государственной власти. Невоз­можно строить правопорядок без этого авторитета.

И вот, борьба за грядущую Россию окажется борьбой за новый авто­ритет новой национально-русской власти, ибо безавторитетная власть не оборонит и не возродит Россию.

7. Все эти требования и условия будут, однако, несовершен­ны и неопределяющи, если не будет соблюдено последнее. Новый русский отбор должен быть одушевлен творческой национальной идеей.

Безыдейная интеллигенция не нужна народу и государству и не может вести его… Да и куда она приведет его, сама блуждая в темноте и в неопределенности? Но прежние идеи русской интеллигенции были ошибочны и сгорели в огне революций и войн. Ни идея «народничества», ни идея «демократии», ни идея «социализма»; ни идея «империализма», ни идея «тоталитарности» — ни одна из них не вдохновит новую русскую интеллигенцию и не поведет Россию к добру. Нужна новая идея религиозная по истоку и национальная по духовному смыслу. Только такая идея может возродить и воссоздать грядущую Россию.

4 комментария в “Основная задача грядущей России”

  1. Максим Дьяков:

    Денис, вот эта статья!

  2. р.Б. Любовь:

    Ну и ну !!! Новая утопия?! Откуда и куда: кто все это будет производить, всю эту воспитательно – отборную работу?

    “Нужна новая идея — религиозная по истоку и национальная по духовному смыслу”. – Родится такая идея ?!

  3. София:

    р.Б. Любовь 🙂
    А по-моему кое-кто её (эту работу воспитательную) уже “производит” … ты например…
    нет?..
    Если говорить про утопию… то, как ты думаешь, ЧТО какую-то идею делает утопией?..
    Про “новую идею”
    Иван Ильин выше пишет:
    “Новый русский отбор должен быть одушевлен творческой национальной идеей”…
    И эту национальную идею, по мнению И.Ильина не надо выдумывать.. или “ожидать её рождения”… надо только всмотреться в жизнь нашего народа… и увидеть её… и понять…

  4. р.Б. Любовь:

    София: “надо только всмотреться в жизнь нашего народа… и увидеть её… и понять… ” – “Иди и смотри” – говорю я себе!!!

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree