ЗНАНИЕ И ВЕРА

4. ЗНАНИЕ И ВЕРА В наши дни есть еще один предрассудок в отношении к вере, согласно которому «знание» есть нечто достоверное, до­казательное, истинное, а «вера» есть в конечном счете не бо­лее чем «суеверие» (т. е. вера всуе, напрасная и неоснователь­ная). Доказанное и обоснованное не приемлется на веру: оно познается и знается, оно мыслится. Верить же можно лишь в то, что не обосновывается и что поэтому не основательно, в то, что не доказуется и потому не имеет за себя ничего достовер­ного. Поэтому здесь только и можно «верить» или «веровать». ….

Ясно, что в этом предрассудке, при последовательном и волевом отношении к нему, уже заложено гонение на христи­анство.        

….

С другой стороны, вера и суеверие совсем не одно и то же; в области веры имеется своя особая достоверность и свои полно­ценные основания; не замечать их или отвертываться от них можно только по недостатку духовного опыта.

Так, прежде всего, было бы совсем наивно думать, что че­ловеческое «мышление» и «знание» не делает ошибок или что оно способно доказать каждое свое утверждение. Вся картина мироздания в том виде, как его очерчивает наука, покоится на очень спорных и часто неясных гипотезах, которые иногда от­части «подтверждаются» новыми наблюдениями, а иногда опровергаются и тогда — отвергаются. Эти гипотезы полезны, необходимы и драгоценны; без них исследование мира не могло бы совершаться и наука стала бы невозможной. Но они совсем не суть «доказанные истины», даже и те из них, которые доселе подтверждались при наблюдениях. Чем дальше человек стоит от научной лаборатории, тем более он иногда бывает склонен преувеличивать достоверность научных предположе­ний и объяснений. Полуобразованные люди слишком часто ве­рят в «науку» так, как если бы ей было все доступно и ясно; чем проше, чем элементарнее, чем площе какое-нибудь утвер­ждение, тем оно кажется им «убедительнее» и «окончатель-нее»; и только настоящие ученые знают границы своего зна­ния и понимают, что истина есть их трудное задание и далекая цель, а совсем не легкая, ежедневная добыча.

Настоящий ученый прекрасно понимает, что «научная» картина мироздания все время меняется, все осложняясь, уг­лубляясь, уходя в детали и никогда не давая ни полной ясно­сти, ни единства. …. Настоящий ученый знает, что наука никогда не будет в состоянии объяснить свои последние предпосылки или определить свои основные понятия, напри­мер, точно установить, что такое «атом», «электрон», «вита­мин», «энергия» или «психологическая функция»; он знает, что все его «определения», «объяснения» и «теории» суть то­лько несовершенные попытки приблизиться к живой тайне материального и душевного мира. О продуктивности науки не стоит спорить: за нее свидетельствуют вся современная техни­ка и медицина. Но что касается ее теоретических истин и их доказуемости, то наука плавает по морям проблематического и таинственного.

Здесь проходит грань между ученым и полуобразованным. * Настоящий ученый знает, доколе простирается его знание, и потому он духовно скромен. Он ищет и пытается доказы­вать, он всегда добивается максимальной достоверности и до­казательности, ясности и точности; но именно поэтому он знает, сколь трудно это дается, и всегда помнит, что полной достоверности у науки нет. Он всегда помнит, сколь ограни­чен объем того, что «уже познано», и сколь сравнительно неве­лика сила и компетентность научной мысли; ибо поистине мысль есть только одна из способностей человека, наряду с другими, а научная мысль нуждается в опыте, для которого необходимо чувственно воспринимать, ощущать, чувствовать, желать, воображать, созерцать и совершать поступки. Настоя-ший ученый понимает все это и не переоценивает ни отвле­ченную мысль, ни науку в целом. Вот почему он не верит в отвлеченные схемы и мертвые формулы и хранит в себе живое ощущение глубокого, таинственного и священного. Этим и объясняется то обстоятельство, что среди настоящих и вели­ких ученых многие питали и питают живую веру в Бога: их взор не ослеплялся тем, что уже познано и добыто, но оста­вался прикованным к тайнам мироздания и к скрытым в них богатствам, а созерцание этих тайн пробуждало в них тот внутренний, духовный опыт, от которого родился религиозное настроение и «верующая» вера. Так, истинная ученость не уводит от Бога, а ведет к Нему.

Совсем иное дело полуобразованность. Такой человек не умеет исследовать и познавать; он умеет только «понимать» то, что просто и плоско, и — помнить. Он живет заученными формулами, от которых в голове все становится плоско и про­сто; он принимает это за «ясность» и поэтому воображает, будто все ему ясно и будто он призван все «объяснять» другим.  ….

Нередко они выбирают себе ка­кого-нибудь одного человека, который становится их «автори­тетом», «учителем» и «вождем». Тогда они начинают верить в него и в его формулы. Все, что не укладывается в эти форму­лы, — или вовсе не существует для них, или подлежит «иско­ренению»; все несогласные с ними объявляются вредными лжецами и лицемерами. Такие полуобразованные фанатики ве­рят своему «учителю» с той же легкомысленной неоснователь­ностью, с какой они верят во всемогущество мысли и в свою мнимую «науку». Таинственная глубина материального и ду­шевного мира остается им недоступной, и все их воззрение на природу и на людей оказывается предметом их суеверия. И не­редко бывает так, что чем пошлее их миропонимание, тем фа­натичнее они верят в него. Веровать же они не способны и к религии относятся с презрением и враждебностью, не подо­зревая о том, что именно у верующих вера может быть ответст­венною, серьезною и глубокою. Вот источник современного воинствующего безбожия.

….

Достоевский имел это в виду, когда писал: «Полунаука са­мый страшный бич человечества… Полунаука — это деспот, каких еще не приходило до сих пор никогда. Деспот, имею­щий своих жрецов и рабов, деспот, перед которым все пре­клонилось… с суеверием, до сих пор немыслимым»… (Достоевский.  Бесы.  Часть вторая.  Глава первая. VII.)

Но если полуобразованные люди склонны переоценивать науку и ее силы, то сущность истинной веры и религии оста­ется для них совсем непонятной.

На самом деле религиозная вера вовсе не связана с «глупо­стью» и «невежеством»; она нужна всем людям: и самым умным, и самым образованным. К сожалению, в мире немало людей, которые не умеют возвести свою слепую веру на уро­вень духовно-зрячего, религиозного верования; и наряду с ними есть еще больше людей, которые «принципиально» не хотят веровать, но совсем не верить не могут, и потому верят в нелепое и вздорное, а потом не хотят признаться в этом, от­рицают свою веру и уверяют, что их нелепости «познаны» и «доказаны» (напр., воинствующие материалисты). ….

Один из глубокомысленнейших историков XIX-го века (Карлейль) точно передает основной дух приведенных нами фор­мул, когда говорит: «Человек вообще не может знать, если он не молится чему-то в определенной форме. Нет этого — и все его знание оказывается пустым педантством, сухим чертопо­лохом»…

Но молиться имеет смысл только тому, чему действительно стоит молиться. Как же могут люди воспринять Бога? Где же путь, ведущий к Нему?

Благо тому, в чьей душе этот путь проторен с раннего детства…

Но как быть ищущему и еще не нашедшему?

9 комментариев в “ЗНАНИЕ И ВЕРА”

  1. София:

    С именинами тебя, Максим! 🙂 Во всём тебе – помощи Божией!
    Мира в душе! Здоровья! Крепости духа! Верных друзей! Вдохновения! И побольше свободного времени! (Скоро оно тебе ох как понадобится! Сегодня сообщили, что на Богословских курсах будешь вести у нас “Историю церкви” Да?)
    И МНОГАЯ ЛЕТА! 🙂 🙂 🙂

  2. Максим Дьяков:

    Спасибо, София.

    Только ошибочка выша. 🙂 Мой покровитель – не Максим Грек, и не Максим Исповедник. А св. муч. Максим Антиохийский, память 5/18 сентября.

    “Сегодня сообщили, что на Богословских курсах будешь вести у нас “Историю церкви” Да?) ”

    Да, правда. Чувствую, что увижу там все знакомые лица. 🙂 Которых мне, правда, тоже очень не хваатает.

  3. София:

    Так я тебя и не с Днём Ангела поздравляла (я думала, это и есть – День покровителя) а с именинами… имя у тебя Максим? – Максим… стало быть, если был день памяти Максима Грека… то у тебя – именины… разве не так? 🙂
    (в “Это мы Господи” тебя и “молодёжка” поздравляла… 🙂 )

  4. София:

    Ну ладно… с именинами… не в срок… так всё равно –
    ПОЗДРАВЛЯЮ – уже с Днём рождения!!!
    🙂 🙂 🙂
    Желаю, чтобы всё у тебя получалось! 🙂
    И чтобы всё-всё у тебя было хорошо! 🙂
    И чтобы всё-всё -всё у тебя было по воле Божией, а она, как мы знаем, БЛАГАЯ и ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВАЯ! 🙂
    Мира тебе в душе! И радости!
    🙂

  5. otkrovenie:

    простите, что не в тему…))) но…
    автор, загляни сюда!
    http://blogs.pravkamchatka.ru/otkrovenie/2009/02/06/макс-с-днем-рождения/

  6. Максим Дьяков:

    Спасибо всем!

    А по теме-то кто-нибудь выскажется? Давайте, не стесняйтесь 🙂

  7. София:

    ага… соскучились по тебе… обрадовались, что можно хоть в блоге этом слово тебе сказать… почти лично! 🙂
    а по теме… обязательно продолжу… (есть что сказать) но завтра… 🙂

  8. Maria:

    Мне кажется, прежде всего, ищущий и еще не нашедший путь, ведущий к Богу, должен быть достаточно добросовестным и честным, чтобы хотя бы допустить саму мысль о существовании духовного опыта, ведь многие отвергают его существование в принципе. Ну, а потом… потом вся жизнь с ее смыслом – впереди! Думаю, что даже у тех, кто пришел “в двенадцатом часу”!

  9. Сомневающийся:

    Что есть вера без знаний о Христе Боге? И мормоны веруют, и свидетели иеговы, и адвентисты, и неопятидесятники и прочие, прочие, истинна ли их вера?

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree