Жизнь во сне и наяву

 Всем людям снятся сны. Но не все способны их запоминать. У кого-то сновидения красочные, а у кого-то — черно-белые. Кто-то, проснувшись утром, сладко потянется и скажет: «Какой приятный сон я сегодня увидел, жаль, что так быстро проснулся». А кто-то, увидев кошмар, проснется с содроганием и еще долго будет пребывать в подавленном состоянии. Но нам всегда интересно: к чему нам приснилось все это?

 Время сна — удивительное состояние. В этот период человек теряет  сознание собственного существования. Кровь продолжает пульсировать в  теле, желудок переваривает пищу, легкие дышат, осуществляется  потоотделение. Наша душа во время сна также не утрачивает  большинства своих способностей, продолжая все понимать, чувствовать,  мыслить, мечтать, но уже в бессознательном состоянии. Именно из таких  мечтаний и составляются чаще всего наши сновидения.

Существует две фазы сна: ортодоксальный, то есть крепкий, глубокий сон без сновидений, и парадоксальный сон, который наступает примерно каждые полтора часа и длится около 20 минут. В это время мы видим образы, которые иногда запоминаем. Но не каждый из нас способен запоминать свои сны. Иногда уже через несколько минут после пробуждения мы не помним ничего. Для одних сон — это бессмысленный бред, для других — послание свыше. Безусловно, сон — это послание, но, скорее, изнутри.

Различают несколько видов сновидений: суетные — отражающие в мозгу человека его повседневные тревоги и заботы; устрашающие — лишающие нас спокойствия; утешающие сны; пророческие сны, примеры которых описаны в Библии. Помните, как Иосиф толковал сны фараона? Не истолкуй он тогда правильно одно сновидение, возможно, не было бы сейчас и Египта, и Греции. Благодаря снам была найдена икона Божией Матери «Казанская». Незадолго до смерти больному раком владыке Антонию Сурожскому приснилась его бабушка, указав в календаре дату: 4 августа — и это был день его смерти. Именно после сна Дмитрию Менделееву пришла в голову мысль о периодической системе элементов.

Но сон бывает опасен. Так, по словам преподобного Варсонофия Великого, во сне враг отягощает тело для того, чтобы осквернить его. Во сне человека могут подстерегать опасные грезы.

Само состояние сна не раз упоминается в Священном Писании. Здесь нередко встречаются указания на то, что Бог иногда через сон объявляет человеку Свою волю или о чем-то его предупреждает. Однако не все сны человека вещие. В Писании также говорится о ложных снах и о том, что не стоит доверять снам. Как отмечают святые отцы, лишь при совершенном очищении сердца и сновидения становятся светлыми.

Святые отцы Церкви задавались вопросом о том, что же такое сон и что нам может поведать сновидение. Вот что пишет о сне преподобный Иоанн Лествичник: «Сон есть некоторое свойство природы, образ смерти, бездействие чувств. Сон сам по себе один и тот же; но он, как и похоть, имеет многие причины: происходит от естества, от пищи, от бесов и, может быть, от чрезмерного и продолжительного поста, когда изнемогающая плоть хочет подкрепить себя сном». Сон, по творениям блаженного Августина, — это бесчувственное состояние, которое некоторым образом заслоняет телесные чувства и возобновляет телесные силы после трудов. Святитель Феофан Затворник говорит, что сны бывают натуральные, бывают от Ангелов, бывают и от бесов. Те, что от Ангелов, приносят мир душевный, а которые от бесов — этот мир разоряют. Святитель Григорий Нисский указывает, что на характер сновидений оказывают влияние и состояние тела (например, болезни), и нравственный характер спящего. У святителя Григория Двоеслова есть подробное объяснение, какими бывают источники сновидений. Папа Григорий считает, что порой сны рождаются от полноты желудка, иногда от его пустоты, иногда от диавольского наваждения, иногда от размышления и наваждения вместе, иногда от откровения, иногда от размышления и откровения вместе. Сновидения двух первых родов мы знаем по опыту; а примеры сновидений остальных четырех родов мы можем найти в книгах Священного Писания… И все же наш ум должен быть осторожен в отношении к снам, иначе есть риск впасть во многие мечтания через духа-обольстителя… «От истинных видений, — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), — бывает мир и польза душевная». Преподобный Амвросий Оптинский говорит о том, что верить снам и сновидениям не стоит и не надо им приписывать никакого значения. Сбылся сон — благодари Бога за милость. За приятный и назидательный сон также благодари. От скверных снов скорее очищай свою душу и память, помолись и вспомни какое-нибудь доброе событие.

Чтобы расшифровать сон, бессмысленно выискивать подходящие символы в сонниках. Здесь стоит поразмыслить над своими чувствами, которые возникают после запечатленных образов. Сновидение — это, скорее, некое самофотографирование психики в определенный момент. Современная психология видит в снах работу подсознания. Бессознательное — это врожденная часть нашей психики. Психолог и священник Александр Ельчанинов считает, что во сне исчезает контроль над собой; мы ничего не стыдимся и больше являемся самими собой. Чаще всего мы видим сны, которые так или иначе имеют к нам отношение. На наши сновидения влияет также наша физиология, которой мы подвластны. В любом сне содержится множество значений, относящихся и к настоящему, и к прошлому, и к будущему. И все же природа сна еще не объяснена.

На протяжении всего своего существования человечество пытается разгадать тайны сновидений. Но они до сих пор остаются загадкой для нас. У сновидений есть особенность — в них мы можем увидеться с теми, кто далеко, с давно ушедшими, с Богом…

Сны — это не сказка на ночь, придуманная для того, чтобы нам не очень скучно было спать. Не стоит верить снам, ведь враг и наяву нашептывает нам на ухо множество пустяков, а во сне ему гораздо удобнее это сделать.

 

Ольга Александрова

 http://www.obitel-minsk.by/_oid100105446.html

0 Ответ to “Жизнь во сне и наяву”


  • Нет комментариев

Ответить