Музыка и современность

В рамках фестиваля «Дни высокой музыки в Самаре» в Самарской государственной академии культуры и искусств прошла творческая встреча с художественным руководителем Московского государственного академического камерного хора Владимиром Мининым.* Тема встречи: «Русская хоровая культура двадцать первого века».

 Зал был полон. Все внимали каждому слову маэстро:

При царе Иоанне Грозном певчие диаконы были интеллигенцией. В те времена профессия певчего была престижной. Понимали ценность музыки. После принятия Русью христианства появилось акапельное пение. А капелла стали петь и в Церкви и в быту. Под русскую песню рождался, жил и умирал человек.

От наших усилий зависит будем ли петь мы и наши дети. Важно не только слушание музыки, так называемое потребление, но и исполнение. Это особая работа души. Ребенок должен засыпать под колыбельную мамы, с детства воспитывать восприимчивость, музыкальный вкус.

У каждого человека свой неповторимый путь. Для того чтобы кем-то стать нужно иметь идею, здоровье, терпение. Жизнь не асфальтовая дорога, а ухабы, коленки в кровь, преодоление трудностей. Если есть идея и воля, чтоб достичь этой цели, необходимы определенные условия к ее выполнению, учитель, который бы вдохновлял, воспитывал стремление к совершенству. Немаловажен выбор товарищей, приятелей, друзей. Общение должно обогащать. Желательно чтобы друг был постарше вас, чтобы научиться чему-то большему.

Чтобы не возник конфликт, необходимо как можно раньше понять, что музыка твоя сущность, твоя профессия.

Преподаватели, руководители хоровых коллективов, студенты задавали вопросы:

Что повлияло на выбор Вашего жизненного пути?

Идентификация себя как продолжение своих пращуров. На генетическом уровне ощущение того, что касается твоих предков не узкая родословная, а поколение людей до тебя, которые создали необъятную страну под названием культура: культура человеческих отношений, поведенческая, искусство как часть культуры.

Окончил консерваторию в 50-м году. Только закончилась война. Жили в основном все бедно. Тогда было сложно понять значение хоровой музыки в жизни людей. Встретился Георгий Свиридов, объяснил. Значение искусства тогда было гораздо больше. Вспоминаю концерты Свиридова, Образцовой. Все слушали и ожидали откровения от Свиридова слово, благодаря которому человек смог бы жить в ладу со своим внутренним миром. Это  было обусловлено сложной политической обстановкой. Ждали откровения в музыке. «Большое видится на расстоянии». 20 лет назад было все нельзя, даже то, что можно. Культура, существующая сейчас, не соответствует нашим желаниям.

В каком направлении должно развиваться хоровое пение?

─ Хотелось, чтобы в русской музыке были новые Свиридовы и Гаврилины. Сегодня человек живет в обилии информации, звучащего пространства. Поэтому нужно более серьезное ответветление. При слушании музыки должно работать воображение. Этот процесс труднодостижимый, происходит диффузия каких-то энергий, благодаря чему человек выходит с концерта обогащенным. Слушая духовную музыку, Рахманинова, ─ с чувством очищения души. Танеева ─ погружается в восприятие чистоты действительности. Главное ─ обогащение внутреннего мира.

У Вас было личное художественное потрясение?

─ Когда слушал других исполнителей. В детстве родители водили в театр на «Пиковую даму». Мне было 8 лет. До сих пор помню постановку, был покорен тенором Николаем Пичковским, его голосом, исполнением. В роли графини ─ Преображенская (меццо-сопрано). Думаю, очень важно, чтобы в жизни ребенка были такие потрясения, воспоминания. Учительница в школе так увлекательно преподавала музыку, что нам хотелось петь лучше. Увидела что-то во мне и направила в школу Александра Свешникова учиться хоровому пению. Если бы Георгий Свиридов не поддержал мою идею, то не было бы Московского академического хора. Судьбоносны не произведения, а встречи с людьми.

Однажды Свиридов написал музыку к поэме Есенина. И что вы думаете, мне казалось, что он воспроизводит мои чувства, устремления, как будто это моя музыка… Я ее слышу, а он записал.

За весь советский период я исполнил одно произведение «Октябрь-Ленин» ─ потрясение со знаком минус.

Сейчас популярны конкурсы «Голос», «Опера», «Битва хоров». Ваше отношение?

─ Само слово битва ─ «битва титанов». Это чудовищное предприятие, кризис жанра. «Опера» ─ отрадно, что молодые так профессионально исполняют произведения, есть тяга к классике.

Исполнительская эстетика и эстетика восприятия меняется каждые 10 лет. Смена эстетики не означает, что она хуже, нет, просто другая. Это непременное развитие музыкальной культуры. Искусство не может быть мумией. К примеру, «Шестую симфонию» Шестаковича в разные годы исполняют по-разному. Меняются традиции исполнения в хоровой музыке. Происходит эволюция вокальной культуры. Записи 30-х годов сейчас уже сложны для восприятия. Возьмите Обухова, Шаляпина, Степанова ─ здесь, наоборот, потому что содержание отлито в совершеннейшую форму. Живет долго духовная музыка.

Как Вы думаете, необходима ли реформа языка, чтобы она касалась всех сфер, в том числе и перевод богослужения на русский язык?

─ Много было споров на эту тему. Не надо переводить службу на современный язык, так как язык ─ живая материя: слова заимствуются, изменяются, уходят. Язык ─ мера времени, мера весов. Церковнославянский язык ─ эталон. Он не принадлежит быту. В Церкви очищает, обогащает, облагораживает. Церковнославянский язык нужно сохранять.

Система запретов в советское время повлияла на Ваше творчество?

─ В советское время я делал то, что говорил мне разум. Поэтому пел то, что нельзя было петь.

Должен ли студент брать для исполнения то, что нравится или искать что-либо другое?

─ Когда нравится, преодолевать ничего не надо. Попробуй поразмышлять почему не нравится, ответить на этот вопрос. Преодолевая себя, мы идем к совершенству.

Изменились ли Ваши отношения с приходящими новыми певцами?

Первые создатели Камерного хора ─ люди, как правило, безголосые, но с большой музыкальной культурой. Сейчас больше вокалистов, маловато у них спектра музыкальных красок. Стремятся узнавать, совместно работаем, но не могу сказать, что они приходят с уверенностью, что это их жизнь и судьба.

О чем мечтаете в творчестве?

Сейчас довольно сложная концертная жизнь, да и реальность. Есть стремление, чтобы удовлетворение получал не только я, но и слушатель. Это не только обязанность, но и желание услышать то, что хотелось бы услышать.

В нашей стране хороший слушатель? Есть ли он?

Сейчас налицо реальные последствия политики государства: изгнали музыку из школы. В итоге, мало желающих слушать академическую классическую музыку. Заграницей есть такая практика при поступлении студентов в ВУЗы: абитуриент должен играть на каком-либо инструменте или уметь петь.

Помню себя в детстве: мы жили в доме с дверью в концертный зал. Было много любителей музыки. До войны в школах ─ уроки пения, которые воспитывали музыкальный вкус. Культура ─ субстанция нежная, с ней нужно бережно обращаться, иначе люди оскотиниваются, происходит дебилизация всей страны. Количественно прослойка слушателей уменьшилась, качественно ─ нет. Совсем по-другому воспринимается музыка на Западе. Для них она как украшение монотонной жизни. В России выступаешь перед своими собратьями, которые понимают, тонко чувствуют.

* Владимир Минин — народный артист СССР. Его имя одно из самых ярких имён в современной хоровой музыке. Выступления ансамбля солистов, созданного Мининым, считаются эталоном русского ансамблевого музицирования. Его школа хорового пения — как школа Станиславского.

Свой хор Владимир Николаевич задумывал и создавал как хоровой театр. Каждый звук, по его утверждению, должен быть прожит и пропущен через себя, «потому что пение без глубокого проникновения в смысл — это звукодуйство».

Справка:

 http://www.nsk.aif.ru/culture/culture_person/1069868

0 Ответ to “Музыка и современность”


  • Нет комментариев

Ответить