«Возьмёмся за руки, друзья!..»

О, мой пресветлый отчий край!
О, голоса его и звоны!
В какую высь не залетай,
Все над тобой его иконы.

И происходит торжество
В его лесах, в его колосьях.
Мне вечно слышится его
Многоголосье, многоголосье.

Какой покой в его лесах,
Как в них черны и влажны реки!
Какие храмы в небесах
Над ним возведены навеки!

Я – как скрещенье многих дней,
И слышу я в лугах росистых
И голоса моих друзей,
И голоса с небес российских.

Созвучны слова из песни Юрия Визбора тем событиям в жизни камчатской «молодёжки», памятны до сих пор.

Звук, нота, аккорд… Музыка. У каждого она своя — зависит от звучания сердца. Обязательно есть, у каждого.

Вспомним, ребята, Многоголосие, которое предложил нам руководитель клуба Владыка Игнатий, как оно воплощалось.

Выбор темы, подготовка в течение месяца, радость ожидания…

Многоголосие ─ особый вид общения на определенную тему без всякого сценария и программы, где нет зрителей, а все участники. Проходит по номинациям: песня, танец, рассказ, стихотворение, театрализованное представление, видеосюжет, богословское эссе, церковное песнопение, показ слайдов, фильм. Все выступления готовятся в тайне друг от друга. Участники стараются услышать, почувствовать, принять душой подарок ближнего, и в ответ преподнести свой. Выступление продолжает по смыслу предыдущее.

Каждое многоголосие уникально: неповторима тема, представленные номера, а самое главное ─ осознание как значимого события в духовной жизни каждого и молодежки в целом. Происходит узнавание друг друга как личности, открытие талантов и склонностей. Стараясь понять и принять, услышать, что сказал участник многоголосия, выступающий перед твоим выступлением и после, мы учились восприятию человека как образа Божия, учились не просто внимательно слушать, но и слышать другого человека. И, несомненно, каждый из нас, кто немножко, кто больше приблизился к Господу.

Можно сказать, что многоголосие ─ особое мировидение и мировосприятие отдельного человека как микрокосма, так и в целом этого поистине праздничного события, которое учит по-иному воспринимать жизнь.

Мне удалось побывать на четырех многоголосиях. В 2006 году оно проходило в женском монастыре в честь Казанской иконы Божией Матери. Принимали участие не только молодёжка, но и ребята из военно-патриотического лагеря «Пересвет», который каждое лето действует при монастыре.

Была определена тема: «Россия». Помню летний теплый день. Все проходило под открытым небом. Заранее расставили скамейки, натянули небольшой тент, чтобы можно было использовать диапроектор.

Владыка рассказывал об истории иконы Божией Матери Владимирской покровительницы Москвы, о заступничестве Божией Матери.

Помню, как Владыка иллюстрировал свой рассказ диафильмами: икона Богородицы, картины Москвы 14-15 вв.

Пели песни, читали стихи. Я обратила свой взор и слушателей к творчеству Сергея Есенина, прочитав стихотворение «Звени, звени, златая Русь!».

В одно из многоголосий Владыка читал отрывки о Рождестве из «Лета Господня» И.Шмелёва, о добрых качествах русского человека, традициях празднования на Руси Рождества.

 Ребята молодёжного клуба «Откровение»поделились своими воспоминаниями:

Алексей Овчинников:

Многоголосье для меня – Праздничный вечер, концерт. Самое важное в этом концерте-сюрпризе тонко чувствовать выступающих и то, что они показывают, дарят в этот момент всем. И когда твоя душа чувствует то, что приготовил ты сам, будет являться продолже-нием того, что было на сцене только что, ─ вот тогда выйти и подарить свое выступление. Причем продолжение может быть не только логическим, но и эмоциональным, символичным.

Участвовал в двух многоголосьях: на Рождественскую тему и Пасхальную. В 2007 году делали постановку о митрополите Несторе (Анисимове):

На фоне ночного неба человек со свечой и книгой читает текст ─ отрывок из книги «Моя Камчатка» Владыки Нестора: его воспоминания о Рождественской ночи в чуме. Тени показывали: Гена ─ миссионер, девочка ─ Яна, мужчины ─ Максим и другие ребята, за проектором Катя.
Появляется свет и видны тени аборигенов у костра (вентилятор колышет лоскутки ткани), слушающих миссионера Нестора:

 «Какие совсем особенные люди ─ жители этой северной пустыни. Какие лишения и страдания переносят! В какой нечеловеческой обстановке выживают. Для них мила эта жизнь, полная лишений и страданий.
Я вылез из юрты. Стояла полярная ночь. Всем сердцем я молился Христу об этих людях. Небо, вняв моим мольбам, дало знак: появилось необыкновенной красоты северное сияние,


я разбудил камчадалов, чтобы они разделили со мной эту радость. Потом мы зашли в юрту, пили чай, и я поведал им о Христе.

Так все жители стойбища с помощью Божией обрели веру, крестились».

Все изображения синхронизированы с читаемым текстом. В заключение тихо играет песнопение и появляется икона Рождества.


Чтец задумчиво смотрит на икону и гасит свечу.

Помню исполнение баллады «О Борисе и Глебе», положение во гроб Христа,

танец кукольных пингвинов (автор ─ Татьяна Авраменко) в исполнении Игоря Комиссарова, Наташи Ивко и Алексея Зверковского;

«Исповедь осла» (Максим Дьяков),

разные видеосюжеты, чтение стихов и прозы, в т.ч. и своего сочинения. С Мишей Петровым пели кондак на церковнославянском и русском языке.

Удивительна атмосфера: ощущение тепла, радости,

волнения, удивления от нового взгляда на ребят и то, что они пытаются донести-подарить.
Запомнились подарки-фотографии Софии Рудольфовны,

вопросы «на засыпку» Наташи Атрощенко.

 

Даша Черненко:

Многоголосье для меня ─ форма общения людей, которая разными способами выражает общую идею. Была только один раз, читала стихи.

Все было интересно. Особенно чувство единения.

Наташа Атрощенко:

Мы слушаем, нужно услышать, что хотел сказать выступающий на заданную тему, про-должить его своим выступлением, если оно созвучно. В итоге на одну и ту же тему с раз-ных точек зрения выступает целый хор голосов.

Максим Дьяков:

Многоголосье для меня просто интересный опыт взаимодействия. Участвовал трижды. В первый раз с рассказом, второй раз ─ в театрализованной сценке, в третий раз ─ с роли-ком. Интересно было просто включиться в такую форму общей жизни.

Алексей Востоков:

Было очень интересно и весело. Ребята представляли музыкальные композиции современ-ных авторов.

Помню, как после многоголосия обнимались с братьями и сестрами.

Нина Самоделкина:

На многоголосии была один раз. Вроде оно было посвящено теме Пасхи.

Честно говоря, не помню, что представляла. О многоголосии я много слышала от участников клуба, которые посещали занятия молодежки очень давно. Многоголосье ─ это возможность раскрыть свои мысли и чувства на заранее заданную тему.

А если честно, то для меня все занятия молодежки как большое многоголосье, которое научило меня смотреть на жизнь взглядом православного человека, по крайней мере, ста-раться не потерять стержень в бушующем море.

zov_tvoj10042012_3_originalxq

Теперь мне этих занятий очень не хватает, скучаю по тем временам, когда была молодежка.

Олеся Яковлева:

Многоголосье было интересным времяпрепровождением с моими единоверцами и друзь-ями. Мне удалось побывать на нем, если не изменяет память, два раза. Однажды делала рисунок Ангела. Это я точно помню.

Частушки читали веселые. В другой раз читала стихотворения Пушкина “Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана…” и ответ святителя Филарета “Не напрасно, не случайно жизнь от Бога нам дана…”

Для меня нет ничего дороже, чем искреннее живое общение с людьми. Там оно было.
Последнее многоголосье запомнилось какой-то особой сплоченностью и стремлением творчески осмыслить все происходящее на тот момент в нашей жизни.

 

Своими воспоминаниями и размышлениями поделилась наш фотограф и верный друг София Рудольфовна Никитина:

Как только Владыка предложил провести первое многоголосие (на Рождество), сразу появилось ощущение чего-то необычно важного в жизни Молодёжки, интересного и та-инственно чудесного!

Увлекало разъяснение ─ это не концерт, т.е. без аплодисментов, без какого-то общего плана и регламента, все готовят свои выступления в секрете. Общая тема: «Рождество». И общее желание услышать друг друга, почувствовать, когда “брать слово” ему, когда откликнуться сердцем.

Во время проведения рождалось какое-то особо тёплое единение друг с другом, чувство родства душ, и это оставалось потом надолго.

Мне посчастливилось быть на трех многоголосиях.

На Рождественское я принесла большую папку с моими фотографиями. И когда уловила, то, что подсказало, ─ мне продолжать ─ достала эти фото. Попросила Владыку благословить. И предложила каждому, не глядя, выбрать себе одно фото. И попробовать подумать, почему именно это фото досталось ему в Рождественский праздник. И кто хочет, может поделиться с нами размышлениями.

Удивительно потом было слышать эти рассказы. Владыке выпало фото, где он возглавляет крестный ход. Надо же… столько много фотографий, но именно ЭТО фото ─ Владыке!

Говорил о строительстве собора: что это самое главное дело для всех нас. Рассказал о чу-де, как с мальчиком Ильей произошло преображение: после смены в духовно-патриотическом лагере «Пересвет» он перестал сквернословить (Прим. автора).

Так же интересно совпали фотографии и у ребят. У кого-то с их настроением на сего-дняшний момент, у кого-то с какими-то событиями.

Ребята делились впечатлениями, давали фотографиям названия. У некоторых это был рассказ о своей жизни, пути к Богу. Игорь вспомнил о паломничестве на Валаам, в Дивеево, о том, как вернулся на Камчатку.

Лёша Овчинников поделился, что ему было важно, что покажет фотография (он вытянул фото озера Култучного, вдали ─ Авачинская бухта, пароходы). Вспомнил о работе в море…

Каждый рассказ ─ как откровение в поисках Господа, обретение счастья и радости в Боге.
Мне выпала фотография пчёлки на одуванчике как призыв меньше лениться, больше тру-диться. Эту таинственность момента зрит память сердца. (Прим. автора).

Каждое Многоголосие по-новому открывало мне наших ребят. Каждый раз удивлялась, какие они у нас талантливые.

Очень запомнилось выступление Алексея и Кати Овчинниковых, (тогда ещё только друживших). Каждый раз они устраивали настоящий Театр теней.

Очень потрясло своим глубоким переживанием прочтение Максимом впечатления-воспоминания ослика, на котором Господь въезжал в Иерусалим.

Интересно было слушать ребят, наблюдать за ними и за собой. Потом долго прокручивала всё в памяти. Открывалось много внутренних связей между выступлениями и смыслов. Каждый раз училась чему-то новому. По-новому видеть, чувствовать и понимать мир, людей и себя.

Многоголосие “Это мы, Господи!” запомнилось неожиданным выступлением наших де-вушек ─ с частушками. Оригинально! Неожиданно! Ярко!

И, конечно, очень весело!

А ещё отметила, что ребята за это время стали совсем родными и близкими. И запомнилась какая-то грустно-сосредоточенная нотка, которую уловила моя фотокамера, в настроении Владыки. Как будто он слышал что-то очень важное.

Как будто знал что-то. Немного тревожное. Или печальное. Или размышлял о том, как дальше сложится жизнь у этих замечательных ребят.

Спасибо Господу, что у меня в жизни были такие минуты. Они сейчас в моей памяти среди самых дорогих воспоминаний.

Очень благодарна Владыке, что после каждой встречи «молодёжки»: чтения и разбора главы Евангелия, анализа художественных произведений Пушкина, Достоевского, про-смотра фильмов, слушания музыкальных произведений авторов-классиков Моцарта, Шо-пена, Вивальди, барда Булата Окуджавы мы всегда делились впечатлениями, каждый для себя мысленно или вслух определял ценность услышанного и старался применить в своей жизни.

Главное ─ было, а значит и есть в твоей жизни. Порой мы забывали ручки и тетради, или встречи, разговор с Владыкой не были запланированными, тогда Владыка говорил: «Записывайте всё на скрижалях своего сердца».

Многоголосие редко кто конспектировал, так как почти все участвовали, а на «скрижалях сердца» эти мгновения радости, откровения и единства остаются и по сию пору…

 

Использован текст из блога молодёжки «Это мы, Господи!»

Фото Софии Никитиной, фотографии многоголосия «Россия»: газета «Православная Камчатка» № 6, 2006г. Стр.6-7; иллюстрации: открытый Интернет

Благодарна ребятам, Татьяне Авраменко за видеоматериалы многоголосия 2007 г.

19 Ответов to “«Возьмёмся за руки, друзья!..»”


  • Ксенечка, спасибо за воспоминание о “Молодежке”! Она была предметом моего восхищения и беспредельной зависти, бесконечного сожаления, что такой “Молодежки” не было в нашей молодости…
    Только один раз была случайно на занятии, когда разбирали отрывок из Евангелия – об Иоанне Крестителе и Ироде. Никогда в жизни не слышала ничего подобного, настолько этот разбор был “общим” – охватил всех. Не было нашей советской зажатости, говорили все! Искренне, горячо, а Владыка так неприметно направлял беседу к истине…
    Я вами всеми просто любовалась! Это было перенесение в те древние времена, когда ярко вставали перед глазами не библейские персонажи, но личности, настоящие, живые люди – громадная фигура Иоанна и “хитрый лис” Ирод…
    Сейчас дочитываю в первый раз целиком Ветхий Завет и одновременно Евангелие, и в некоторых местах проявляются, как и тогда живые, страдающие, радующиеся, живые люди. А ведь был всего один урок – запомнился на всю жизнь…

  • Да, каждое занятие было маштабным в духовном смысле, всегда необычным, т.к. мы почти всегда не знали, о чем будет речь… Так и жили: в ожидании четверга и воскресенья. Думаю, все ребята согласятся.

    Помню уже в последние занятия Владыка говорил: “Сейчас время собирать камни…” – время отдавать, а не приобретать…

  • Душой молодежки был Владыка Игнатий. Его широта души, знания, любовь к каждому человеку… Слова бессильны описать масштаб личности Владыки… И его необыкновенная доступность для каждого…

  • р.Б. Любовь

    Ксенюшка ! Низкий поклон за это напоминанье ! Такой поток любви пролился в сердце !

    • Я не участвовала в многоголосии. Кажется, один раз присутствовала и по-моему просто что-то испекла к чаю. Суть помню, что каждый готовит мероприятие на заданную тему с целью выражения себя и умения чувствовать настрой ближнего,все делается с творческим подходом. Процесс многоголосья не имеет заданной очередности выступления, каждый по своему душевному ощущению выбирает очередность и подходящий момент для выступления.

  • Рада, что моим дорогим камчатцам принесла радость. Мне самой не верится, что статья опубликована, да еще с фотографиями.

    Во всех случаях помогла София Рудольфовна. Низкий Вам поклон!

  • Это тебе, Ксюша – БОЛЬШОЕ СПАСИБО за то, что сумела всё это собрать, опубликовать!
    Помню, как в трудную минуту Владыка Игнатий сказал мне: “Не теряйте верный духовный ориентир, София Рудольфовна!”
    Вот и эта твоя публикация, Ксюша, как такое же напоминание!
    Молодец!

    • А что такое верный духовный ориентир и что нет?

      • Духовный ориентир у нас один – Христос!

        • А какименно Вы предлагаете на Него ориентироваться?

          • Это не я предлагаю, а Евангелие.
            А на вопрос “как”… вряд ли можно ответить в форме комментариев к этой статье.

            • В данном случае предлагаете как раз-то Вы, и в том как раз и вопрос. Мы Христа в Евангелии видимо очень даже разным, и конкретизировать здесь что-то, в самом деле, едва ли возможно.
              Но тогда остается неясным зачем же и отвечать, что “наш ориентир Христос”?

              • Покажи мне, цитатой, где я что-то кому-то предлагаю?
                Каков вопрос – таков и ответ.

              • И ещё –
                дело не в том, чтобы быть всем “одинако-понимающими-одинаково-проявляющими-духовную-ориентацию-на Христа”
                (мой комментарий был не про это).
                А в том, чтобы -вообще не забывать, что главное в жизни – следовать за Христом.
                Вот эта публикация Ксении мне, почему-то, напомнила про это. Если задашь вопрос чем напомнила и почему… – могла бы порассуждать, да только интересно ли кому это?

  • Согласна с Софией – ориентир для нас Христос. Как это происходит для каждого человека – дело индивиальное. Кто-то стремится следовать Его заповедям, учению. Кто-то Его воспринимает как образец для подражания. Для кого-то Он всего-навсего историческая личность. А для некоторых Он – как огонек свечи в абсолютной темноте. Для кого-то – путь, которым идут, а для кого-то маяк, к которому каждый идет своим путем.

  • И все равно я этого не понимаю. Это получается что-то общее и неконкретное: следовать за Христом. В таком случае необходимо пояснить, что имеется ввиду под таким следованием. Подражать Христу? В чем, где, когда и как? Жить церковной жизнью? Как именно? Следовать заповедям? Опять же, как именно?
    А иначе такой призыв – ориентироваться на Христа – просто лишен конкретного и определенного содержания, я думаю.
    И как раз поэтому лично я предпочитаю говорить о конкретных людях, об их духовной жизни, как об ориентирах. Скажем, если я ориентируюсь на митр. Антония Сурожского, то это значит, я ориентируюсь на его самоуглубление, проявляющееся в молитвенном опыте и соответствующих рекомендациях, отказ от обрядово-религиозной формализации и из этих оснований – открытость миру.
    Если я ориентируюсь на о. Александра Шмемана, это значит, стремлюсь принести в свою жизнь его эсхатологизм, способность видеть в повседневной жизни просвечивающее Царство Христово.

    Если кто-то ориентируется на Игантия (Брянчанинова), то главным для него станет всячески избежать разнообразных прелестей и соблазнов. А тот, кто ориентируется на Дмитрия Ростовского, будет в каждом событии своей жизни находить повод для плача.
    И так далее.
    Это нечто более конкретное – определенные проявления, способы воплощения каких-то моментов в своей собственной жизни.

    • Из тебя вопросы сыплются как из рога изобилия… : )
      Как вернусь из поездки попробую ответить.
      (Если тебе к этому времени не наскучит ждать! И если тебе, действительно, важно понять меня, а не просто утвердить своё мнение, то, возможно, у нас диалог и продолжится.)

  • “Покажи мне, цитатой, где я что-то кому-то предлагаю?”
    Хорошо, пусть не предлагаете ориентироваться на Христа, но ответ же такой Вы все-таки предлагаете. И все равно непонятно, что значит ориентироваться на Него.

  • “И ещё —
    дело не в том, чтобы быть всем «одинако-понимающими-одинаково-проявляющими-духовную-ориентацию-на Христа»
    (мой комментарий был не про это).
    А в том, чтобы -вообще не забывать, что главное в жизни — следовать за Христом.
    Вот эта публикация Ксении мне, почему-то, напомнила про это. Если задашь вопрос чем напомнила и почему… — могла бы порассуждать, да только интересно ли кому это?”

    София Рудольфовна! Интересно, нужно! Извините, что только сейчас прочла Ваш коммент. Как важно помнить за Кем следовать, не забывать.

Ответить