События, определяющие жизнь

Этой зимой, как писала раньше, в Самаре проходил пятый зимний межрегиональный слёт. Много интересных встреч, общения…

К слову сказать, была на летнем слёте в августе, после которого приняла решение переехать в Самару: сколько доброты и тепла к друг другу увидела в ребятах, замечательный концерт самодеятельности, песни у костра…

Значимо то, что к нам в Старую Бинарадку, где происходило событие, приехал известный самарский искусствовед, филолог, киновед Валерий Бондаренко.

 

Послушав его лекцию об искусстве, поняла, что есть к чему стремиться…

 

Решила помочь о. Алексею (настоятелю храма святой муч. Татианы при Самарском Гос. Университете) в освещении материалов зимнего слёта. Батюшка предложил взять интервью у Валерия, поговорить о киноискусстве.

 

В чем своеобразие «немого кино»?

 

─ В Советском Союзе было такое понятие ─ эстетическое воспитание. Если говорить совсем просто, эстетическое воспитание ─ это изучение законов, при которых появляется красота, эстетический вкус. Немое кино ─ предмет интереса людей, которым интересно кино как искусство. Кино отличается и одновременно близко живописи, музыке, литературе. Немое кино занято некими законами видимого: что мы видим, как видим, при каких условиях образ того, что мы видим, начинает вызывать отзывчивость, в том числе эстетическую. Грубо говоря, сегодня этот вопрос можно было поставить примерно так: в чем красота немого кино? В чем красота черно-белого кино? Почему черно-белое кино обладает особой выразительностью, в некотором смысле большей цветностью, чем цветное кино? Каждый раз, когда в кино что-то менялось, это воспринималось не просто как какое-то изменение, а как катастрофа. Когда кино заговорило, были большие проблемы у Чаплина, в частности. Он не знал, как снимать фильмы, очень долго не признавал звук. Когда кино обретает цвет, снова говорят о переменах. Каждый раз меняется система восприятия. Была такая эпоха, когда мир мы видели черно-белым: черно-белая фотография, изображение мира было черно-белым. В этом принципиальное отличие от языка живописи, например.

 

Что развивает чёрно-белое кино?

 

─ Фантазию, воображение. Развивает способность человека видеть мир иначе, чем видится обычным зрением. Каждое искусство вводит ряд условностей, что означает при каких условиях существует то или иное произведение искусства, вид искусства, потому что далеко не сразу человек привыкает видеть мир выгороженной рамкой ─ рамкой кадра. Далеко не сразу человек воспринимает движущиеся объекты. Они шокируют, невероятно привлекают внимание. Очень трудно создать такую условность, например, крупный план человеческого лица или человеческой руки так, чтобы это не воспринималось как отрезанная голова или обрезанная рука. В мире кино этого множество. Сейчас мы видим этот мир естественно: к примеру, человеческое лицо, и читаем этот язык как некое замещение всей фигуры человека. А в немом кино многое делается впервые. То, что делается впервые, всегда тяготеет к мифологическим истокам, потому что любой миф ─ это космогонический миф, история о том, как появляется космос, жизнь, человек. Поэтому любое искусство в своем начале возобновляет мифологический интерес человечества к происхождению жизни, мира, космоса и т.д. Поэтому каждый раз, когда мы что-то видим впервые, если стряхнем с себя инерцию зрения, можем увидеть многое. Инерция зрения какова? Мы знаем, что искусство Возрождения открывает перспективу в живописи. Сейчас мы видим перспективу спокойно, нас уже не волнует, это сделано не в первый раз, а в стотысячный, миллионный раз. Поэтому каждый раз в немом кино есть вот это чудо того, что люди делают впервые, и то, какое удовольствие от этого испытывают, как сами возможности кинообраза кажутся безграничными. Вот это интересно, а прямого воспитательного значения нет.

 

Важен ли в кино психологизм в изображении человека, событий его жизни?

 

─ У кино очень высокая неопределенность по отношению к литературе. Когда в литературе человек думает, мы можем увидеть некий поток сознания, то есть внутренний монолог, можем увидеть то, о чем думает человек. В кино мы очень часто видим: вот, сидит человек и думает. О чем он думает? Неизвестно. Известно только из контекста: до начала этой сцены что-то произошло, он задумался. Будет какая-то следующая сцена, но конкретная наполненность того, о чем человек думает сейчас, в кино крайне неопределенна. Бывает закадровый текст, монолог.

Фильмы разные, как и природа каждого дерева ─ это все деревья, но яблоня отличается от тополя. Точно так же и разные фильмы. В одном случае по сюжету, задаче авторской нужен закадровый текст, в другом случае он не нужен.

 

Возможно ли в школьную программу ввести показ фильмов, совместный анализ с педагогом?

 

─ Использование кино в школе иллюстративное, как наглядность. Речь шла о том, что у искусства есть свои законы, изучение этих законов. Есть формы познания мира, которым человек должен открыть себе дорогу. Искусство ─ это неочевидный вид удовольствий. Человек должен для себя это открыть в течение своей жизни: наслаждение красотой, гармонией, соразмерностью, научиться мыслить  на языке образов. Конечно, он открывает это посредством людей, которые его учат. Гораздо сильнее действуют мама и папа, двор оказывает сильное влияние. Для человека, который много времени проводил во дворе, там многое определяется и решается, когда у тебя с друзьями общие интересы. Решается определенной средой, счастьем попадания в то или иное общество, к примеру, среди людей с красотой нравственного чувства, которые дышат так, смотрят так, человек просто находясь рядом, преображается. Вот это гораздо важнее.

В каждую эпоху востребован тот или иной тип талантливости человека. Сегодня эпоха не очень востребует тот тип талантов, который был в Серебряном веке. Они здесь немного не уместны. Просто задачи, которые они решали, идеи, которыми болели, не открыты для современного человека. Не знаю ни одного человека, больного внутренне идеей «Вечной женственности», чтобы это было настолько актуально, чтобы подчинить этому все свои интересы, время, энергию. У нас по отношению к этим людям крайне заниженный кругозор. Для Владимира Соловьева, Александра Блока, Андрея Белого идея «Вечной женственности» не просто была идеей, это было непосредственно очень сильным переживанием, которое развернуло их как людей на триста шестьдесят градусов и дальше, то есть это колоссальный опыт переживаний, а потом уже ─ осмысление. У нас нет такого переживания, нет необходимости, нет такого, что Вечная женственность ─ это самое важное. Тренд эпохи, выражаясь современным языком, иной. Например, интересна феминизация. Феминизация и Вечная женственность не вполне сопрягаются.

Во всяком случае, современная мысль, в том числе современный кинематограф во многом отходят от прежних идей. Я смотрю много фильмов, вижу, что интересно режиссерам: им интересна женщина, принимающая решения, действующая, решающая для себя вопрос права выбора: житейского, сексуального, социального и т.д.; сложный диалог, в который она вступает с обществом в своем выборе. Идея «Вечной женственности» не особо интересует режиссеров. Гораздо хуже другое: российских режиссеров не интересует, так как мы все-таки говорим о русском Серебряном веке.

 

Кино обладает колоссальной силой воздействия. У нас есть опыт советского кино с его гипертрофированной пропагандистской функцией, здесь очень быстро можно получать людей марионеток. Что отличает фильм как произведение искусства от фильма как инструмента пропаганды? Мне кажется, что в большой степени их отличает наличие или отсутствие утилитарной функции, то есть если фильм ─ инструмент пропаганды, это утилитарная функция, мы используем его с определенной целью. Возникает некая приспособленная к повседневным нуждам целесообразность. 

Кант определял искусство как целесообразность без цели. Она воздействует иначе: раскрывается ценностный мир художника. Замечательный фильм Ильи Авербаха «Чужие письма» семидесятых годов 20 века. С участием актеров Ириной Купченко, Олегом Янковским. В нем есть сложность мира, которая одновременно обладает эстетическим измерением, имеет отношение к явлению красоты. Через этот фильм видно, каким человеком был Илья Авербах, как много для него значили вещи этическо-нравственного порядка. Когда мы говорим, что фильм не имеет цели производить нравственное впечатление, а производит его, мы скорее имеем дело с нравственными ценностями самого автора. Они растворены в фильме как в феномене. Влияние фильма сопоставимо с влиянием радиации, оно невидимо, заряжено разным количеством разнообразных содержательных аспектов, программ, излучений.

Советую посмотреть венгерский фильм «Доверие обязывает».

У молодежи колоссальные перспективы, нужно только увлечься, смотреть хорошее кино как можно чаще, чтобы расширить кругозор и эстетическое мировосприятие.

 

 

0 Ответ to “События, определяющие жизнь”


  • Нет комментариев

Ответить