Минувшее и настоящее

Недаром изречение «Вместе мы сила» значимо и сейчас, особенно для православной молодёжи. Неоценима роль слётов, которые проводит молодежный клуб «Татианинцы» (храм св. муч. Татианы)

при Самарском Государственном университете.

C 13 по 16 февраля в Самаре прошёл пятый межрегиональный зимний слет. Неслучайно была выбрана тема «Сто лет тому назад». Протоиерей Алексей Богородцев, возглавляющий клуб, историк по образованию. 

Батюшка понимает роль преемственности исторических событий, а вернее ─ миропонимания и мировоззрения человека верующего. И как важно понять, осмыслить то время перед Первой Мировой войной, революционных событий. Что этому способствовало и что могло предотвратить.

Слёт начался с торжественного молебна, который возглавил митрополит Самарский и Сызранский Сергий. Владыка благословил участников слёта.

К нам приехали ребята из Оренбурга, Тольятти, Похвистнево, Набережных Челнов. Особенно значимо, что открытие и последующие семинары проходили в стенах светского ВУЗа. Были и студенты, которых заинтересовала заданная тема. Было отрадно, что многие из них впервые слышали о Православии.

Ректор Игорь Александрович Носков отметил, что благодаря работе Церкви более эффективно решается проблема профилактики и лечения наркомании, чем деятельность медицины и государства в целом. В тюрьмах строятся храмы, у людей появляется возможность переосмыслить свою прежнюю жизнь. Совместно с Владыкой и его помощниками проводятся значимые конференции, приглашаются известные ученые, специалисты, богословы. «Владыка Сергий руководит секцией образования на Рождественских Чтениях уже не первый год. Образование ─ это то поле, на котором решается будущее нашей молодёжи, общества, страны».

Владыка Сергий говорил с большой добротой и любовью, обращаясь к разуму и сердцу. Рассказывал о фильмах, которые недавно видел, о книгах, о своём детстве. «Мы сейчас живём в новое время, когда формируется мировоззрение. Масса информации, религиозных направлений, много демагогических заявлений. Всё это вызывает нравственный нигилизм по отношению к народу, отечественной истории. Сегодня важно не только обладать специальными знаниями. Под светом предлагают сейчас тьму, а истинный свет ─ Православие облекают в форму темноты. Чтобы во всем этом разобраться, нужно знать хотя бы немного о нашей исторической Православной вере. Без веры ни одно общество не может состояться, ни история, ни культура. Хочу пожелать вам, чтобы вы были благоразумны, не спешили с выводами, познавали литературу изначально, поэтапно. Там содержится такая глубина. На опыте говорят об этом учёные. Мудрости вам, терпения и любви. Как говорит апостол Павел «не будьте побеждены злом, но побеждайте зло добром». Важно целомудрие, тогда будем непобедимы. Не принимать поспешных решений в отношении кого-либо, это поможет вам внутренне состояться, сохранить цельность души. Учитесь управлять своей волей. Тогда возможно соработничество с Богом. Всегда сила русского народа была в Православной вере. Она давала то, что ничто другое не может дать. Познаете Бога, многое будет разрешаться в вашей жизни, личной, семейной и общественной».

Перед тем как прийти на слёт архимандрит Георгий (Шестун), педагог, профессор у многих молодых людей спрашивал: Что интересует молодежь? Что рассказать? Каждого человека интересует, для чего мы живём. В чём смысл жизни. Для чего пришли в этот мир. «Цель жизни в простых словах: «Будьте святы как Отец ваш Небесный». Задание очень простое ─ стать святым. Грех ─ это ссора с Богом, грязь, человек теряет образ чистоты. Господь хочет изменить мир, посылает человека, каждому дает таланты. Исполнить то, что Господь нам даёт, есть исполнение воли Божией на земле. Русский человек в храме становится русским. После Крещения Руси произошло рождение русского народа. Если ты родился в России, нужно знать язык и ее культуру. Мы потеряли самодержавие. Благодаря династии Романовых обрели государство, культуру. Затем сами уничтожили царя и монархию. Перестали быть верноподданными. Если ты родился в России, будь верноподданным России и Христу. Возрождать Россию нужно с себя. Долг, честь, таланты Господь дарует на служение России. Может, Господь даст царя, чтобы мы стали одной семьёй. Все свои таланты направить на возрождение России, начав с себя: сохранить чистоту, создать семью».

Многие из нас читали удивительные рассказы протоиерея Николая Агафонова. Батюшка тоже был приглашён на слёт.

Он поведал нам о том, как служили священники во время Первой Мировой войны: «Полковые священники несли все тяготы солдатской жизни, окопы, трудности. Многие были награждены посмертно орденами Георгия Победоносца четвёртой степени. За период войны с 1914-1918гг. награждено государственными наградами за героизм на полях сражения 2.500 священников. О. Николай познакомил нас со своей новой книгой «Ратные подвиги православного духовенства» ─ о жизни священников и монахов, начиная с Пересвета и Ослябли и заканчивая священниками, проявивших геройство в Чеченскую войну. В Первую Мировую войну священники были очень отважными. Когда убивали командира, они шли без оружия, подняв крест. Отец Николай рассказывал о судьбах и подвигах священников, читал стихи.

В последующие дни слёта мы соборно молились на всенощной и Литургии, вместе встретили праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа. Поистину совершилась встреча и с Господом (многие исповедались и участвовали в таинстве Евхаристии), друг с другом, с известными людьми. Обогатились духовно и душевно, обрели новых друзей.

Проводились лекции и семинары об истории России и Церкви того времени (протоиерей Максим Кокарев, заведующий церковно-практической кафедрой Самарской духовной семинарии), 

о кино, искусстве, литературе (Валерий Бондаренко),

об истории фотографии (Ян Саркисян).

Филолог, кинокритик, искусствовед Валерий Бондаренко много рассказывал о Серебряном веке в русской поэзии, о том, что у людей была обостренная чувствительность, особое восприятие жизни, восприимчивость, музыкальность. В эту эпоху произошло рождение русской философии. Через размышления пришли к Богу Бердяев и Булгаков. Чтобы разбудить то, что было у людей 100 лет назад, нужны усилия: самопознание, осмысленный подход к жизни, чтобы открылись «очи сердца», «очи души»: изучать литературу,  осознанно смотреть классическое кино.

Очень ёмко и интересно прошла встреча с фотографом Яном Саркисяном.

Он говорил об истории фотографии как ремесле и творчестве, провел параллель с современными фотоработами, показал красочные фотоальбомы Сергея Косолапова, 

Игоря Мухина,   

Мартина Парра. Парр

«Фотограф ─ это особое мировидение, художник по жизни, не технический, а творческий человек. 

Фото: Ян Саркисян

Фото: Ян Саркисян

Образ жизни фотографа формирует его творчество. Название фотографии значимо, так как кроме художественного смысла фотография имеет историческое и документальное значение».

Позже был концерт в зале семинарии, где мог поучаствовать каждый: рассказывали об опыте работы с детьми и молодежью, пели песни,

читали стихи Константина Романова, Владимира Палея, Бунина, Блока, Цветаевой, Зинаиды Гиппиус, свои собственные сочинения. Как близко мироощущение сегодняшнему дню.

Порадовал семинарский хор. Ребята исполняли песни о России. 

Молодежь храма в честь Собора Самарских святых и храма Успения Божией Матери (г.Самара) представили интересные инсценировки по произведению Эдуарда Асадова, духовной тематики. Цель этих произведений ─ показать, каким не нужно быть.

Молодежный клуб «Татианинцы» исполнил песню «Ангел» и многие другие.

В завершение слёта ─ концерт легендарной группы «Ихтис» (г.Москва).

Затем ─ благодарственный молебен о прошедшем событии в храме свт. Спиридона Тримифунтского. Настоятель о. Иоанн Мохов рассказал о святынях, иконах храма, принял всех с большим теплом и радостью. 

Напоследок сказал: «То, что услышали, вспомните и применяйте в своей жизни. Будем активными, не будем спать. Если упал, вставать, подниматься». Батюшка пожелал всем создавать семьи, рожать детей и воспитывать их в Православии.

Материал подготовила Ксения Новосёлова

Фото протоиерея Алексея Богородцева, участников слёта, открытый Интернет

 

 

 

13 Ответов to “Минувшее и настоящее”


  • “Благодаря династии Романовых обрели государство, культуру”.
    Это сильное заявление. То есть в течение шестисот лет русской истории до Романовых в России не было ни государства, ни культуры?

    “Может, Господь даст царя, чтобы мы стали одной семьёй.”
    Почему для этого обязательно нужен царь? Сами не в состоянии стать одной семьей?
    Кроме того, совершенно непонятно, почему все надежды на “православную государственность” связываются именно с монархией. Вот Новгород и Псков веками были республиками, и что, их культуру нельзя считать русской или православной? Они не были частью Руси?
    Для чего нужно жестко привязывать культуру и государственность к какой-то определенной форме правления? Новых форм мы уже не можем создать? Утратили творческий потенциал? Так тогда нам вообще никакая форма правления не поможет, и пора уже думать о миссии среди тех народов, кто заселит Россию после нас…

    “Все свои таланты направить на возрождение России, начав с себя: сохранить чистоту, создать семью”.
    Вообще первая задача христианина – достичь святости, единения со Христом, о чем совершенно справделиво было сказано выше в статье. А земное отечество в любом случае второстепенно по отношению к отечеству Небесному.
    И все остальное в жизни нужно строить, исходя из первичности Царства Небесного.
    И в этом контексте укрепление России, или, например, эмиграция – это личный выбор каждого, и он далеко не напрямую сопряжен с жизнью человека как христианина.

  • Спасибо автору. Статья не для мирских.Загляни себе в душу и увидишь пропасть…

    • А Вы значит уважаемый piiligrim, старчествовать изволите? Души окружающих насквозь видите?
      Ну а если нет, то рекомендую обратить внимание на свою душу, и искать пропасти только и исключительно там.

  • Зри в корень. Не отвлекай ум на частности. Семья и есть путь в Царство, вернее один из путей. Легко любить все человечество, но тяжело любить соседа…

  • МИХАИЛ НОВИКОВ. ИСТОРИЯ РОССИИ.ЧИТАЙТЕ И УЧИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ.

  • «Благодаря династии Романовых обрели государство, культуру».
    Это сильное заявление.

    – Думаю, во всей полноте и силе. Обрели.

    Максимус, а чем на твой взгляд плоха монархия?

    И миссия среди народов ведется. К примеру, посмотри на работу Хабаровской и Приамурской митрополии. о. Георгий дополнил обращение Владыки Сергия.

    Земное, конечно, вторично. Но если создать семьи Господь не дает, то нужно обратить свой взор на других людей, нуждающихся в помощи. Мы же спасаемся через ближнего.

    Эмиграция – крайняя мера, и любовь к России она не умоляет, а может, даже и обостряет. Впомним Ильина.

    • Относительно полноты и силы вопрос более чем спорный. Вот Леонид Александрович Успенский, например, считал наивысшей точкой подьема русской духовной культуры эпоху Сергия Радонежского, и я склонен с ним согласится. Пройдя эту высшую точку, мы дальше все больше окостеневали в формальном консерватизме и обрядоверии. Вплоть до того, что как раз в 17 веке, при Романовых, у нас появилось так. наз. литургическое “многоголосье”. Это когда в приходских храмах, где у людей естественно не было возможности выстаивать многочасовые службы по монастырскому чину, придумали все части богослужения вести одновременно. То есть скажем, на клиросе читают часы, в это же время диакон с амвона читает подряд ектеньи, а священник читает священнические молитвы, тоже все подряд и без всякой связи с остальным. Это была особенность сознания: формализм, дошедший до магизма. Пусть будет все бессмысленно и непонятно, до должно быть “вычитано” все до буквы, и ни слова из устава сократить ни в коем случае нельзя. Обряд абсолютен и неизменен. Вот это эпоха начала Романовых. Сильно напоминает взлет?
      Хотя с точки зрения расширения границ например, это был взлет. Сложные процессы шли, неоднозначные, как и всегда впрочем. Но в статье сказано вполне однозначно и категорично: обрели, мол, и все.
      Относительно монархии, дело не в том, плоха она или хороша. Хотя, если мы откроем Библию, то обнаружим, что Господь попустил монархию своему народу как следствие их отступления от Него. Но ладно, дело даже не в этом. Я не понимаю, почему у нас такая повальная эпидемия монархизма вообще. Почему даже нет попыток рассмотреть какие-то альтернативы? Почему опять этот слепой консерватизм, стремящийся просто взять и скопировать что-то из прошлого? Я уж не говорю об утопичности таких попыток. Если у нас и будет когда-ио монархия, то уж она точно будет совсем не такой, как сто лет назад.
      И относительно эмиграции. Она может быть не только вынужденной, как бегство от большевиков, но и добровольной. У нас с тобой есть например один знакомый иеромонах, он добровольно уехал в Австралию, живет там и служит. И что, он сделал что-то ужасное? Если человеку по каким-то причинам предпочтительнее строить свою жизнь земную и духовную вне России, то это какой-то грех? Катастрофа? Может есть заповедь Божия о запрете эмиграции?
      Да, есть сильная традиция церковного патриотизма. Но есть церковная же традиция и христианского космолитизма.
      Я не говорю, что она универсальна для всех и всегда. Но она тоже есть, а значит любой христианин имеет право на нее ориентироваться, так же как и на патриотизм. Это только и исключительно личный выбор самого человека. Христианин имеет право не быть патриотом.

  • “Христианин имеет право не быть патриотом”.- наш святой Трифон просил похоронить его в своем Отечестве,”научая и нас свое Отечество любити”. Не монархистка, плохо знаю историю, но люблю Отечество Россию – как родителей, как красоту неповторимую, как путь трудный. А эта фраза – звучит как оправдание отсутствия живого чувства. Патриотизм – просто та часть Любви, которая предназначена понятию “отчее” – начало понимания Отечества Небесного.

    • В таком случае, это же можно сказать и об авторе Послания к Евреям, например: “ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего”. (Евр. 13,14).
      И о первохристианской общине Иерусалима, покинувшей осажденный город во время иудейского восстания, а вовсе не включившейся в “национально-освободительную борьбу против римских оккупантов”.
      Да и вообще об очень многих раннехристианских авторах и апологетах, которых именно язычники обвиняли в непатриотичности. И на что они отвечали: мы христиане, у нас нет земного отечества, но только Небесное.
      Вот такие вот непростые у нас традиции.

  • Эмиграцию никто не запрещал. И надо ли? Никто, полагаю, из духовных лиц выше представленных и не думает о возрождении монархизма столетней давности. Это и дураку ясно: все исходит из современных реалий и общества.

    Недавно видела документальный исторический фильм тех лет. Показывали людей. Было поразительно, что у всех осмысленный взгляд. Разве сейчас мы видим это?

    • Не запрещал. Но и альтернативы патриотизму в Церкви сейчас давать не принято. Делается вид, что патриотизм – это и есть единственно возможное отношение к земной родине, без вариантов. А кто с этим не согласен, какие-то грешники ужасные и отщепенцы. А это не так.

  • и.м. Дорофей

    Поистине совершилась встреча и с Господом.

Ответить