Ведай, что самопротивление и самопринуждение – неотложный закон, исключающий всякое самоуслаждение, даже в духовном порядке жизни. Если ты примешаешь сюда или исключительно будешь избирать делания лишь приятные, хотя из духовного порядка, то испортишь всё свое дело, будешь трудиться, но настоящего плода не получишь, получишь только пустоцвет и ни в чем духовном подлинно и прочно не установишься.

Преподобный Никодим Святогорец

3 Ответов to “”


  • “Невидимую брань” переводил на русский свт. Феофан Затворник, а его перевод – это всегда скорее пересказ. Поэтому автором этой цитаты вполне можно считать свт. Феофана.
    Именно как аскетический автор он хорош, его советы достаточно взвешены. И пожтому именно в части аскетики, думаю, на него вполне можно ориентироваться. Но полностью ориентировать всю свою христианскую жизнь на него я бы не стал: он вообще не признает никакой земной радости, для него вся жизнь христианина – это тотальное самопринуждение и самопроитвление, тотальная аскетика. А это неверно. И Христос, и Апостолы земные человеческие радости признавали. В духовной жизни все должно быть на своем месте. В том числе, и аскетика. Это первое.
    И второе.
    Аскетика нужна, необходима, но не в ней заключается главное в жизни христианина.
    Аскетика, как и земная радость, должна быть отнесена ко Христу, должна быть способом приближения к Нему. Это, кстати, одна из главных идей о. Александра Шмемана – идея отнесенности.

  • Согласна с тобой. Порой трудно, с самопринуждением выполняешь послушание, которое нравится. Лень нападает и т.п. Интересно было бы услышать мнение священника.

    А, может, мы так обленились – современные христиане, что то, о чем говорил св. Никодим Святогорец, свт. Феофан, нам уже недоступно?

    • Что-то, мне кажется, это в большей степени миф, что “прежние христиане были настоящими христианами, а мы сейчас немощныя, грешныя и недостойныя…”. Миф из того же “аскетического” типа духовности.

Ответить