Следствие забвения христианского идеала семьи

«Церковь и проблема домашнего насилия» – круглый стол под таким названием прошел в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений в здании Отдела внешних церковных связей. К участию в нем были приглашены священнослужители и психологи, а также представители некоммерческих структур и православных организаций, деятельность которых непосредственно связана с противодействием бытовому насилию и оказанием помощи его жертвам. Как отметил выступивший модератором круглого стола руководитель Секретариата ОВЦС по межхристианским отношениям протоиерей Димитрий Сизоненко, нынешняя встреча в стенах одного из старейших Синодальных отделов, в сферу внимания сотрудников которого традиционно входят актуальные общественные проблемы, стала закономерным и ожидаемым многими продолжением непростого разговора, начатого на Рождественских чтениях в прошлом году. Тогда впервые поднятая на таком уровне тема борьбы с домашним насилием вызвала большой интерес участников форума, а серьезная дискуссия, завязавшаяся между ними, показала, что необходимо продолжить обсуждение темы с целью совместного поиска путей ее решения.

Из почти десятка докладчиков, заявленных для участия в круглом столе, более половины представляли некоммерческие общественные организации, и это является приметой времени: пробуждение гражданского самосознания, осознание ответственности за будущее страны неотъемлемо от заботы о благе своих сограждан.

Как отметил старший советник Национального фонда защиты детей от жестокого обращения С.П. Борзов, домашнее насилие – проблема комплексная, включающая психологические, экономические, социальные и многие другие аспекты. Ее решение одному специалисту, пусть даже очень талантливому и квалифицированному, не под силу. С целью расширения круга лиц, способных оказать помощь и поддержку человеку, попавшему в беду, фонд организует в разных регионах России серию обучающих семинаров для социальных работников, психологов, медицинских специалистов по профилактике жесткого обращения в семье.

«Важно понять природу этого явления, найти ответ на вопрос: как люди, которые еще совсем недавно любили друг друга, становятся способными к насилию?» – подчеркнул С.П. Борзов. По его мнению, 90 процентов тех, кто вступает на этот путь, особенно на ранней стадии, действуют не из желания причинить другому человеку боль, а от ощущения собственной беспомощности и бессилия, непонимания того, как иными средствами изменить ту или иную провоцирующую насилие ситуацию. Серьезную проблему на пути противодействия бытовому насилию в России, на его взгляд, представляют нормы бытовой культуры, согласно которым насилие воспринимается как неотъемлемая часть жизни. Как тут не вспомнить сакраментальное: «Бьет – значит, любит!»

Согласно данным статистики, прозвучавшим в ходе круглого стола, от различных форм насилия страдают члены каждой третьей семьи в стране. Абсолютное большинство жертв – женщины, при этом лишь 13 процентов из них обращаются за помощью. Готовность безропотно терпеть побои и издевательства объясняется и стыдом, и нежеланием «выносить сор из избы», и зачастую неверием в возможность получить от других людей реальную помощь, констатировала другая участница встречи М.П. Писклакова-Паркер, директор национального центра по предотвращению насилия «АННА». Нередки случаи, отметила она, когда женщины, физически пострадавшие от рук своих мужей или других родственников, не обращаются в правоохранительные органы, потому что не уверены в должной реакции со стороны сотрудников полиции. Если стражи порядка все же приезжают по такому вызову, то порой занимают сторону насильников, увещевая женщин не конфликтовать. Способствует бесправию жертв насилия и несовершенство современного законодательства – по существующей схеме в случае обращения пострадавшей с заявлением о причиненном вреде ее отправляют к мировому судье и обязывают самостоятельно доказывать факт насилия. Стоит добавить, что распоясавшийся и чувствующий свою безнаказанность тиран семейного масштаба вполне способен выместить недовольство не только на жене, но и на престарелых родственниках, вступающихся за несчастную, а также на детях. Зачастую именно опасения за их жизнь и здоровье побуждают женщину терпеть и молчать.

Как заявил священник Петр Коломейцев, декан факультета психологии Российского православного университета святого апостола Иоанна Богослова, существует обширная категория людей, имеющих «травматическое наследство». Другими словами, если кого-то в детстве били родители и он постоянно наблюдал проявления жестокости вокруг себя, то велика вероятность того, что, повзрослев, этот человек будет транслировать привычные установки взаимоотношений последующим поколениям. Так возникает преемственность семейного насилия, и самыми уязвимыми заложниками этой порочной ситуации становятся дети. «Я не хочу сказать, что все, кто пережил насилие в детстве, во взрослом возрасте проявляют жестокость к членам семьи, но точно можно сказать: все применяющие насилие ранее сами становились его жертвами», – сказал священник.

При этом он констатировал, что от проявлений домашнего насилия никто не застрахован даже в обычных семьях, среди членов которых нет пьяниц, уголовников и дебоширов. Побудительным фактором насилия может быть стресс, усталость, голод, недосыпание, болезнь. Сочетание хотя бы нескольких перечисленных факторов затрудняет самоконтроль человека, а его раздражительность и склонность к насильственным поступкам при этом нарастает. Священник рассказал историю о молодой матери – прихожанке православного храма, аспирантке, которая серьезно осмысливала свой материнский труд с духовной стороны, прочитала много литературы о воспитании детей. Женщина вдруг пожаловалась на то, что временами испытывала непреодолимую агрессию и раздражение по отношению к собственному ребенку, вплоть до желания его убить. Это состояние очень мучило молодую мать. Подавляя агрессию, она выходила в другую комнату и начинала кулаками бить по стене, пока не разбивала руки в кровь, чтобы хоть как-то остановить, погасить это чудовищную реакцию на родное дитя. После беседы с ее мужем, свекровью и другими родственниками удалось организовать семейную жизнь так, чтобы у молодой мамы было два дня, полностью свободных от ухода за ребенком и домашних дел. В эти дни она могла пойти в храм, прогуляться, то есть сменить обстановку.

У мужчин стресс возникает на другой почве, – сказал докладчик, – они зачастую гиперответственно воспринимают свой долг по отношению к содержанию семьи и обеспечению ее будущего. Если на это обостренное чувство ответственности накладываются неудачи и трудности, связанные, например, с работой, то они воспринимаются вдвойне трагически и могут спровоцировать неконтролируемое поведение. Долг священников – помочь таким людям наладить свою духовную жизнь, что позволит более трезво и взвешенно подходить к повседневности, подытожил отец Петр.

Участники круглого стола оказались единодушны в стремлении развенчать устойчивый и пагубный миф о том, что Церковь оправдывает домашнее насилие. Нередко избитым женам верующие родственники дают «мудрые» советы – терпеть от своего мужа побои и унижения в силу одного только факта венчанного брака с ним, воспринимать насилие над собой как крестоношение, как посланное свыше испытание, без которого невозможно спасение. Приравнивание безропотности перед лицом зла в семье к особому духовному подвигу противоречит христианским нравственным нормам и происходит от неправильной интерпретации Священного Писания, подчеркнула руководитель программы «Круглый стол по религиозному образованию и диаконии (социальному служению) Русской Православной Церкви» М.Б.Нелюбова. Она напомнила, что, согласно решениям Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг., семейное насилие является основанием для церковного развода.

Как неоднократно отмечалось в выступлениях, для профилактики домашнего насилия очень важно воспитать у женщин самоуважение, помочь им осознать, что каждая из них – самоценная и уникальная личность. Многие наши соотечественницы с детства культивируют в себе целую сеть комплексов, связанных с интеллектуальными и физическими способностями, внешним видом. Порой эти психологические установки подсознательно провоцируют жертву агрессии воспринимать происходящее с ней как нечто логичное, заслуженное и даже испытывать чувство вины.

Наиболее эффективными формами оказания помощи пострадавшим от домашнего насилия были признаны «телефон доверия» – как правило, таким людям сложно обратиться за поддержкой очно, гораздо легче рассказать о своей беде анонимно; очное юридическое консультирование, необходимое для того, чтобы женщина узнала, как себя защитить на основании норм закона; консультации психологов, способных помочь бывшей жертве поверить в собственные силы; социальное сопровождение жертвы на медицинское освидетельствование по факту насилия или при подаче заявления в полицию, создание временных убежищ и приютов для тех, кто был вынужден из-за агрессии кого-то из членов семьи покинуть родной дом. Как отметила одна из участниц круглого стола, тем, кто трудится в сфере профилактики домашнего насилия, равно как и тем, кто непосредственно сталкивается с этим в своей семье, остро не хватает справочной и учебной литературы с практическими советами, алгоритмами действий в кризисных ситуациях и адресами государственных органов, способных оказать необходимую помощь.

Не менее важной и значимой была признана задача максимально широко ознакомить российское общество с христианским идеалом семьи, основанной на взаимной любви и уважении ее членов.

Согласно статистике, ежегодно от семейного насилия в России погибают около 14 тысяч женщин. Около 30 процентов от общего числа умышленных убийств совершается в семье. На учете в органах МВД России состоит четыре миллиона человек, совершавших насилие в семье. Из них 205 тысяч – дебоширы, люди с неустойчивой нервной системой, 400 тысяч – алкоголики, 40 тысяч – психически больные. Соответственно, 3 355 000 семейных истязателей – нормальные, уважаемые в обществе люди.

Жертвами бытовых убийств в современной России в 70 процентах случаев становились женщины.

Две тысячи женщин в год сводят счеты с жизнью, потому что не выдерживают побоев и оскорблений.

30.01.2013

http://www.hramilii.ru/aktualniye-voprosy/material/2300/

0 Ответ to “Следствие забвения христианского идеала семьи”


  • Нет комментариев

Ответить