РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ — ОБНОВЛЕНИЕ ДУШИ

 Для чего дается нам пост? Ответ на данный вопрос знает каждый православный христианин, но вопрос этот неисчерпаем. И каждый отвечает на него сам. Когда начинаешь поститься, понимаешь, что самое сложное — воздержаться не от мяса. Только когда воздерживаешься сам, понимаешь, что такое духовный пост. Ведь при желании не так уж сложно отказаться от любимых блюд. На время. А если попробовать отказаться от укоренившихся привычек? Для начала, скажем, от привычки осуждать других, делать их виноватыми во всем, в том числе и в своих ошибках? Это уже задачка посложнее. А если попытаться перестать срывать свои эмоции на ближних, обижать их неосторожным словом?.. Почти нереально? Вот это и есть пост, воздержание, духовное обновление — процесс непростой, но исцеляющий и душу, и тело. И понимаешь это только тогда, когда сам сделаешь первый шаг к этому обновлению.

Перед моими глазами пример родственницы — женщины уже немолодой, почти всю сознательную жизнь прожившей в «номинальном Православии». Она верующая, крещеная, но до недавних пор, как многие любят говорить, «верила в душе». Редкая молитва, посещение храма на Рождество и Пасху. Хотя, насколько я могу судить, она всегда стремилась и стремится поступать по совести, помогать другим, жить в мире со всеми.

Но в какой-то момент ей захотелось потрудиться над собой, стать ближе к Богу. Трудно сказать, что именно послужило таким толчком. Видимо, каждого Бог ведет к спасению своей тропинкой…

Как-то она рассказала об одной из своих бесед с духовником, которая как раз и была посвящена посту. Тогда на ее вопросы из разряда «можно-нельзя» батюшка ответил: «Нам нельзя только то, что разрушает нас. Ограничивая себя по мере сил, мы приучаемся бороться с собой, а значит, и бороться с грехом».

Много было сказано в той беседе об истинном смысле поста, который заключается, естественно, совсем не в веганской диете. Куда разрушительнее для нас нарушение именно духовного поста — воздержания от страстей. Гораздо больший грех не сдержать, например, свой гнев и обидеть ближнего, нежели съесть «запрещенное» блюдо в постный день…

Рождественский пост дается нам неспроста. Для нас это возможность подготовиться к одному из величайших праздников — пришествию в мир Спасителя. И встретить Его, очистившись и телом, и душой, и духом.

Святитель Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».

Пост перед Рождеством Христовым, как известно, длится сорок дней. И это отнюдь не период самоистязания. Это возможность сделать хотя бы несколько шагов ко Господу, Который пришел, чтобы вызволить нас из оков греха. Это возможность стать хотя бы немного чище, светлее и добрее.

Как говорил святой Симеон Фессалоникийский, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы стремились с чистым сердцем, душой и телом встретить явившегося в мир Сына Божия и последовать за Ним по узкому и нелегкому, но благословенному пути Любви и Справедливости.

Анастасия Марчук

http://www.obitel-minsk.by/_oid100110717.html

0 Ответ to “РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ — ОБНОВЛЕНИЕ ДУШИ”


  • Нет комментариев

Ответить