Monthly Archive for Декабрь, 2013

“И чувства добрые я лирой пробуждал…”

Неслучайно, что слова гармонь и гармония созвучны, однокоренные. «Гармонь» восходит к греческому harmonia – «гармония», как говорит этимологический словарь.

Радостная гармония наполнила сердца всех, кто побывал на концерте гармонистов Михаила Коломыцева и Павла Уханова, который  недавно проходил в филармонии г. Самары. Читать дальше ‘“И чувства добрые я лирой пробуждал…”’

«С постом приятным!»

Так радостно и утешительно, празднично названа книга (брошюра), автор ─ протоиерей Артемий Владимиров.

 

Как новоначальную христианку эта тема волновала меня всегда, вопрос: как провести пост с пользой, чтобы с радостью духовной встретить Рождество Христово или Пасху.

 

Первое, что меня несказанно обрадовало, когда пришла в Церковь ─ это праздники, их количество, торжественность, соборность, особая радость и сопричастность к Вечности. Многие приходят к Богу через праздники Церкви ─  освящая куличи или впервые переступив порог храма в Рождественскую Ночь.

 

Уже потом, впоследствии воцерковляясь, человек открывает для себя мир духовный, познает радость поста, осознает его как подготовку ко встрече со Спасителем в Великие и Двунадесятые праздники Православной Церкви.

 

Эта книга поможет каждому понять историческое происхождение и значение каждого из четырех постов. Узнать, как та или иная пища воздействует не только на тело, но и душу.

Отец Артемий говорит о посте с точки зрения Ветхого и Нового Завета, о синергии, что первично. «Необходимы усилия человека через пост и покаянную молитву, посредством которых возможным становится действие благодати Божией. Постом, соединяясь в покаянной молитве с Господом, мы должны начертать, как выражается святой апостол Павел, «на плотяных скрижалях сердца» заповеди Господни, обновить в памяти Евангельские слова так, чтобы Евангелие запечатлелось в глубинах нашей души».

 

Книга «С постом приятным!» вполне сможет стать настольной накануне и в период поста. Слова о. Артемия как напоминание, как сигналы к совести и разуму, когда душа в период поста скорбит от искушений, и ты забываешь о высшем предназначении сего времени.

 

«Всякий испытавший пост мог заметить: воздержание от тучных яств придает душе бодрость, радость, словно вливает в сердце нравственные силы, желание и способность творить добро. Но особенно пост воздействует на наше слово, которое является бесценным даром Творца каждому из Его разумных созданий… Преподобный Серафим Саровский говорил, что после сытного обеда о тайнах Божиих рассуждать не следует. А русский народ свое отношение к пресыщению сформулировал в пословице: «Сытое брюхо к учению (а тем паче к Богу) глухо». Посильное же воздержание весьма помогает нам правильно выражать мысль, воплощать ее в слове ясным и определенным образом».

 

Особенно это необходимо учителям, врачам, журналистам ─ тем, кто несет слово другим людям. Всем православным христианам, так как каждый призван к апостольскому служению, свидетельству о Христе, что особенно важно в наше непростое время, время отступления и незнания истин веры. Поэтому избегать дебелости во всех смыслах необходимо.

Каждый из четырех постов ─ помощь христианину стяжать добродетели как ступени к нравственному овершенствованию. «С церковными постами сопряжено чувство радости, не мирской, часто опустошающей сердце, оставляющей ощущение неудовлетворенности, но той радости, которая оживотворяет душу, затрагивает глубины нашего естества».

 

Не умерщвлять свое тело, голодая или переедая, а находить ту золотую середину, чтобы была возможность бороться со страстями действием Божией благодати через Таинства Церкви.

 

«Для того мы и воздерживаемся от скоромных яств, дабы сердце обрело крылья молитвы и богомыслия. По мысли святых учителей Церкви, мы призваны в постное время благодарить, печься о нуждах ближних, свершать евангельские дела: накормить, напоить алчущего и жаждущего, одеть нагого, принять странника, посетить заточенного в темницу, навестить больного».

 

В книге можно прочитать назидательные и добрые советы Святых Отцов о посте, молитву от пресыщения.

 

Христианин по призванию всегда должен поститься внутренне, но есть периоды, когда внутренний пост должен поддерживать и пост телесный. В этом его главный смысл ─ помочь человеку быть и остаться христианином.