Monthly Archive for Январь, 2013

Следствие забвения христианского идеала семьи

«Церковь и проблема домашнего насилия» – круглый стол под таким названием прошел в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений в здании Отдела внешних церковных связей. К участию в нем были приглашены священнослужители и психологи, а также представители некоммерческих структур и православных организаций, деятельность которых непосредственно связана с противодействием бытовому насилию и оказанием помощи его жертвам. Как отметил выступивший модератором круглого стола руководитель Секретариата ОВЦС по межхристианским отношениям протоиерей Димитрий Сизоненко, нынешняя встреча в стенах одного из старейших Синодальных отделов, в сферу внимания сотрудников которого традиционно входят актуальные общественные проблемы, стала закономерным и ожидаемым многими продолжением непростого разговора, начатого на Рождественских чтениях в прошлом году. Тогда впервые поднятая на таком уровне тема борьбы с домашним насилием вызвала большой интерес участников форума, а серьезная дискуссия, завязавшаяся между ними, показала, что необходимо продолжить обсуждение темы с целью совместного поиска путей ее решения.

Из почти десятка докладчиков, заявленных для участия в круглом столе, более половины представляли некоммерческие общественные организации, и это является приметой времени: пробуждение гражданского самосознания, осознание ответственности за будущее страны неотъемлемо от заботы о благе своих сограждан.

Как отметил старший советник Национального фонда защиты детей от жестокого обращения С.П. Борзов, домашнее насилие – проблема комплексная, включающая психологические, экономические, социальные и многие другие аспекты. Ее решение одному специалисту, пусть даже очень талантливому и квалифицированному, не под силу. С целью расширения круга лиц, способных оказать помощь и поддержку человеку, попавшему в беду, фонд организует в разных регионах России серию обучающих семинаров для социальных работников, психологов, медицинских специалистов по профилактике жесткого обращения в семье.

«Важно понять природу этого явления, найти ответ на вопрос: как люди, которые еще совсем недавно любили друг друга, становятся способными к насилию?» – подчеркнул С.П. Борзов. По его мнению, 90 процентов тех, кто вступает на этот путь, особенно на ранней стадии, действуют не из желания причинить другому человеку боль, а от ощущения собственной беспомощности и бессилия, непонимания того, как иными средствами изменить ту или иную провоцирующую насилие ситуацию. Серьезную проблему на пути противодействия бытовому насилию в России, на его взгляд, представляют нормы бытовой культуры, согласно которым насилие воспринимается как неотъемлемая часть жизни. Как тут не вспомнить сакраментальное: «Бьет – значит, любит!»

Согласно данным статистики, прозвучавшим в ходе круглого стола, от различных форм насилия страдают члены каждой третьей семьи в стране. Абсолютное большинство жертв – женщины, при этом лишь 13 процентов из них обращаются за помощью. Готовность безропотно терпеть побои и издевательства объясняется и стыдом, и нежеланием «выносить сор из избы», и зачастую неверием в возможность получить от других людей реальную помощь, констатировала другая участница встречи М.П. Писклакова-Паркер, директор национального центра по предотвращению насилия «АННА». Нередки случаи, отметила она, когда женщины, физически пострадавшие от рук своих мужей или других родственников, не обращаются в правоохранительные органы, потому что не уверены в должной реакции со стороны сотрудников полиции. Если стражи порядка все же приезжают по такому вызову, то порой занимают сторону насильников, увещевая женщин не конфликтовать. Способствует бесправию жертв насилия и несовершенство современного законодательства – по существующей схеме в случае обращения пострадавшей с заявлением о причиненном вреде ее отправляют к мировому судье и обязывают самостоятельно доказывать факт насилия. Стоит добавить, что распоясавшийся и чувствующий свою безнаказанность тиран семейного масштаба вполне способен выместить недовольство не только на жене, но и на престарелых родственниках, вступающихся за несчастную, а также на детях. Зачастую именно опасения за их жизнь и здоровье побуждают женщину терпеть и молчать.

Как заявил священник Петр Коломейцев, декан факультета психологии Российского православного университета святого апостола Иоанна Богослова, существует обширная категория людей, имеющих «травматическое наследство». Другими словами, если кого-то в детстве били родители и он постоянно наблюдал проявления жестокости вокруг себя, то велика вероятность того, что, повзрослев, этот человек будет транслировать привычные установки взаимоотношений последующим поколениям. Так возникает преемственность семейного насилия, и самыми уязвимыми заложниками этой порочной ситуации становятся дети. «Я не хочу сказать, что все, кто пережил насилие в детстве, во взрослом возрасте проявляют жестокость к членам семьи, но точно можно сказать: все применяющие насилие ранее сами становились его жертвами», – сказал священник.

При этом он констатировал, что от проявлений домашнего насилия никто не застрахован даже в обычных семьях, среди членов которых нет пьяниц, уголовников и дебоширов. Побудительным фактором насилия может быть стресс, усталость, голод, недосыпание, болезнь. Сочетание хотя бы нескольких перечисленных факторов затрудняет самоконтроль человека, а его раздражительность и склонность к насильственным поступкам при этом нарастает. Священник рассказал историю о молодой матери – прихожанке православного храма, аспирантке, которая серьезно осмысливала свой материнский труд с духовной стороны, прочитала много литературы о воспитании детей. Женщина вдруг пожаловалась на то, что временами испытывала непреодолимую агрессию и раздражение по отношению к собственному ребенку, вплоть до желания его убить. Это состояние очень мучило молодую мать. Подавляя агрессию, она выходила в другую комнату и начинала кулаками бить по стене, пока не разбивала руки в кровь, чтобы хоть как-то остановить, погасить это чудовищную реакцию на родное дитя. После беседы с ее мужем, свекровью и другими родственниками удалось организовать семейную жизнь так, чтобы у молодой мамы было два дня, полностью свободных от ухода за ребенком и домашних дел. В эти дни она могла пойти в храм, прогуляться, то есть сменить обстановку.

У мужчин стресс возникает на другой почве, – сказал докладчик, – они зачастую гиперответственно воспринимают свой долг по отношению к содержанию семьи и обеспечению ее будущего. Если на это обостренное чувство ответственности накладываются неудачи и трудности, связанные, например, с работой, то они воспринимаются вдвойне трагически и могут спровоцировать неконтролируемое поведение. Долг священников – помочь таким людям наладить свою духовную жизнь, что позволит более трезво и взвешенно подходить к повседневности, подытожил отец Петр.

Участники круглого стола оказались единодушны в стремлении развенчать устойчивый и пагубный миф о том, что Церковь оправдывает домашнее насилие. Нередко избитым женам верующие родственники дают «мудрые» советы – терпеть от своего мужа побои и унижения в силу одного только факта венчанного брака с ним, воспринимать насилие над собой как крестоношение, как посланное свыше испытание, без которого невозможно спасение. Приравнивание безропотности перед лицом зла в семье к особому духовному подвигу противоречит христианским нравственным нормам и происходит от неправильной интерпретации Священного Писания, подчеркнула руководитель программы «Круглый стол по религиозному образованию и диаконии (социальному служению) Русской Православной Церкви» М.Б.Нелюбова. Она напомнила, что, согласно решениям Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг., семейное насилие является основанием для церковного развода.

Как неоднократно отмечалось в выступлениях, для профилактики домашнего насилия очень важно воспитать у женщин самоуважение, помочь им осознать, что каждая из них – самоценная и уникальная личность. Многие наши соотечественницы с детства культивируют в себе целую сеть комплексов, связанных с интеллектуальными и физическими способностями, внешним видом. Порой эти психологические установки подсознательно провоцируют жертву агрессии воспринимать происходящее с ней как нечто логичное, заслуженное и даже испытывать чувство вины.

Наиболее эффективными формами оказания помощи пострадавшим от домашнего насилия были признаны «телефон доверия» – как правило, таким людям сложно обратиться за поддержкой очно, гораздо легче рассказать о своей беде анонимно; очное юридическое консультирование, необходимое для того, чтобы женщина узнала, как себя защитить на основании норм закона; консультации психологов, способных помочь бывшей жертве поверить в собственные силы; социальное сопровождение жертвы на медицинское освидетельствование по факту насилия или при подаче заявления в полицию, создание временных убежищ и приютов для тех, кто был вынужден из-за агрессии кого-то из членов семьи покинуть родной дом. Как отметила одна из участниц круглого стола, тем, кто трудится в сфере профилактики домашнего насилия, равно как и тем, кто непосредственно сталкивается с этим в своей семье, остро не хватает справочной и учебной литературы с практическими советами, алгоритмами действий в кризисных ситуациях и адресами государственных органов, способных оказать необходимую помощь.

Не менее важной и значимой была признана задача максимально широко ознакомить российское общество с христианским идеалом семьи, основанной на взаимной любви и уважении ее членов.

Согласно статистике, ежегодно от семейного насилия в России погибают около 14 тысяч женщин. Около 30 процентов от общего числа умышленных убийств совершается в семье. На учете в органах МВД России состоит четыре миллиона человек, совершавших насилие в семье. Из них 205 тысяч – дебоширы, люди с неустойчивой нервной системой, 400 тысяч – алкоголики, 40 тысяч – психически больные. Соответственно, 3 355 000 семейных истязателей – нормальные, уважаемые в обществе люди.

Жертвами бытовых убийств в современной России в 70 процентах случаев становились женщины.

Две тысячи женщин в год сводят счеты с жизнью, потому что не выдерживают побоев и оскорблений.

30.01.2013

http://www.hramilii.ru/aktualniye-voprosy/material/2300/

Память об Оптиной сильна в моем сердце

26 сентября 2012 года был праздник в Оптиной Пустыни — Воздвижение Креста Господня. Начистили более семи баков картошки, усталости почти нет по молитвам святых среди нас пребывающих, преподобных Отцов Оптинских.
Борюсь с осуждением, стараюсь меньше думать о себе, о том, как помочь, подсобить ближним.

Сегодня в монастырь приехал схиигумен Илия.

День был чудесно теплым и солнечным, радостным.

Жду исповеди. Слава Богу за епитимью!

Обрящем терпение, что есть путь ко смирению.

Ярким воспоминанием на всю жизнь стала встреча со схиноманохом Евфимием. Распросил, где работаю, кто по образованию.

Ничего не спрашивала. Говорил стихами. «…Что Бог послал, то надобно терпеть…»

Строчки из псалмов приводил: «Сердце чисто созижди во мне, Боже…»

Отец Петр советовал обретать мудрость, воздержание. Читать 50 и 90 псалмы.

Восемь дней я здесь, а кажется, что месяц. Время неизмеримо, глубоко таинственно, проникновенно. Открывается Небесная радость, близость Бога и святых. В тоже время происходит открытие страстей, самопознание и ощущение своей немощности, тяжелейшей греховности. Ты как травинка, которую Господь из соломы понемногу оживляет, преображает, исцеляет, правит…

Только бы без ропота, уныния и малодушия принять все, с радостью встречать каждый день, все послушания и возгорать в молитве к Богу, стремиться обрести чистое покаянное сердце.

«Да обрящете покой душам вашим».

Слава Богу за все!

Лучше поздно, чем никогда: «Православная Русь 2012»

В 2012 г. Россия отметила 400-летие преодоления Смуты — изгнание из пределов страны польских интервентов.
Одним из символов этого важного события в истории нашего государства и Церкви явился чудотворный образ Божией Матери Казанская — один из самых почитаемых в Русской Православной Церкви.

4 ноября 2012 года в Москве проходила 11-я церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь. К Дню народного единства».

По благословению Его Святейшества Патриарха Кирилла в ушедшем году она проходила в Центральном выставочном зале «Манеж», что на Красной площади.

Промыслом Божиим мне посчастливилось там побывать.
Многое удивляло и восхищало: праздник просвещения и обретения новых знаний, иного видения, духовного возрастания каждого участника и посетителя этого события.

Из Казанского собора г. Санкт-Петербурга впервые за 300 лет в Москву был привезен чудотворный образ Божией Матери Казанская, что глубоко символично.

Не один раз по молитвам перед этим образом Матерь Божия являла Свою незримую помощь, помогала отразить врага от Святой Руси.
Например, один из чтимых списков Казанской иконы Богородицы постоянно находился в лагере русского ополчения князя Дмитрия Пожарского во время войны с польскими интервентами в 1611-1613гг. В память об освобождении Москвы от поляков было установлено празднование в честь Казанской Богородицы 22 октября (4ноября по н.с.).

Явила помощь Царица Небесная и во время Полтавской битвы, когда вся русская армия во главе с императором молились перед Казанским образом о победе.

Во время Отечественной войны 1812г. удалось быстро изгнать врага из пределов страны благодаря молитвам воинов перед Казанским образом Божией Матери.

Значимо принесение Казанского образа Богородицы и в современное хаотичное время, дабы сплотить народ русский, чтобы укрепилась наша держава на основах нравственности и благочестия, укрепился в людях дух Христов, созидалась и укреплялась вера и стояние за вечные идеалы Евангелия.

Много тематических разделов было представлено на выставке: 1150-летию зарождения российской государственности, 400-летию мученической кончины святого Патриарха Ермогена, 400-летию победы ополчения Минина и Пожарского и преодоления смуты», 400-летию Дома Романовых, 200-летию победы в Отечественной войне 1812г., 100-летию со дня преставления равноапостольного Николая Японского.

Главная экспозиция — «Священномученик Патриарх Ермоген: подвиг-прославление-почитание». Огромную роль в событиях преодоления Смуты сыграл Патиарх Ермоген. Но, к сожалению, парадокс в том, что фигура эта современному человеку практически неизвестна. Мало мы знаем о нем из курса школьной истории: что он писал воззвания против поляков и его за это уморили в заточении.

«Не было бы сегодня России, если бы не было незаслуженно забытого подвига патриарха Ермогена. Он стоит в одном ряду с теми историческими личностями, от которых зависела сама судьба нашей Родины, с Александром Невским, Димитрием Донским, Михаилом Кутузовым, Георгием Жуковым, великими и славными мужами, которые действительно вписаны в историю как спасители нашего Отечества» (из слова Святейшего Патриарха на церемонии закладки памятника святителю Ермогену в Александровском саду, 3 марта 2012 года).

В чем заключается суть его подвига и урок для всех нас? Как духовный пастырь он говорил, что следует стоять за веру, не колеблясь.

Впервые видела иконы святого, его облачение, рукописи и даже хоругвь с изображением Патриарха, которая сопровождала ополчения против интервентов как боевое знамя.

Заинтересовал раздел о святом равноапостольном Николае Японском. Здесь сразу погружаешься в атмосферу Японии: музыка, большие фотографии Фудзиямы, сакуры; девушки в кимоно, мастер-класс по оригами…

Большая радость — узнать о жизни великого миссионера, читая его житие, знакомясь с фотографиями, его высказываниями, трудами.
Помню его икону на фоне вулкана.

Сразу провела параллель с нашим Камчатским миссионером Нестором (Анисимовым). Чувствуется единение и близость их пастырского призвания и географически и духовно.

Был организован конкурс проектов памятника священномученику Патриарху Ермогену, каждый из которых по-своему уникален.

(“Победитель” конкурса)

Запомнилась экскурсия, которую проводили дети разного возраста от семи до пятнадцати лет. Пара мальчик и девочка интересно и красочно рассказывали посетителям о том или ином событии в жизни Российского государства.

Проходили круглые столы, семинары, конференции, мастер-классы; экспозиции Фестиваля детского и молодежного творчества: каллиграфические работы, выставки фотографий и рисунков, поделки из разных материалов.

(Были представлены фотоработы с Камчатки)

Издательство Московской Патриархии предлагало к продаже книжные новинки. Литература раскупалась мгновенно.

Каждый мог бесплатно взять номера журналов Московской Патриархии с диском проповедей Святейшего Патриарха, буклеты, визитки.

Многие епархии страны, в том числе и наша Петропавловская и Камчатская представляли свои издания, краткий очерк о работе епархиальных отделов, иконы, фотографии.

Одиннадцатая выставка-форум «Православная Русь» была посвящена Дню народного единства. Ее цель — помочь человеку задуматься о своей жизни и предназначении, узнать более полно историю страны и провести параллели с современностью, чтобы понять детерминизм хода истории и значение каждого человека (в особенности христианина) в решающих событиях двадцать первого века.

Фото из открытых источников интернета, автора.

Использованы материалы из статей журнала “Православная Русь” за 2012г.

Время и пространство, или о «новом счастье»

Влияет ли наша научная картина мира на качество нашей жизни? Какая разница, время и пространство бесконечны и однородны, или нет? Чему людей, читавших учебники, может научить сказка?

Нами владеет некоторая мифология времени и пространства, в которых нет ни радости, ни свежего воздуха. Множество людей, отравленных новоевропейской догматикой с колыбели, искренно полагают, что материя вечна, вселенная безгранична, что время и пространство однородны и бесконечны тоже. Это, дескать, их главные свойства — конца нет и все одинаково.

В этом чудовищном мире нет места ни чуду, ни сказке, ни «новому счастью в новом году». «Прибавьте к этому (к бесконечному и однородному пространству) абсолютную темноту и нечеловеческий холод междупланетных пространств. Что это, как не черная дыра, даже не могила, и даже не баня с пауками, потому что и то, и другое все-таки интереснее и теплее» (Лосев А.Ф. «Диалектика мифа»).

Принимаемая нами — обывателями — всюду на веру устаревшая (без Бора, Эйнштейна или Лобачевского) научная картина мира такова, что воистину, только будучи полным дураком, можно в этом мире смеяться.

Мир однороден, беспросветен и бесконечен. Словно в насмешку тебя кто-то толкает из-за темных кулис на освещенную сцену, ты проходишь, ослепнув на время от яркого света, и снова уходишь в темноту противоположного конца сцены. Все! Без Рождества, и Пасхи, и Второго Пришествия — насмешка, и не больше.

Хорошо, что мы плохо учимся в школе, и учебник физики или астрономии не превращаем в учебник жизни. Ведь коль вдумаешься в тиражируемые идеи, то непременно попадешь в лапы к языческому пессимизму. А он уже предложит на выбор: либо стоическое терпение, либо эпикурейскую умеренность, но в конце всегда — неизбежный и необратимый распад на атомы.

Между тем Новый Завет часто говорит о «полноте времени» (Гал. 4:4), о том, что «времени больше не будет» (Откр. 10:6). А если у времени есть конец и полнота (а значит — и неполнота), то очевидно, что оно неоднородно и конечно. Значит неоднородно также и пространство, столь неразрывно связанное со временем. Оно тоже имеет границу, черту, и измеряется числом и требует категории «прекрасного».

Один ребенок прячется от другого в платяном шкафу, раздвигает шубы, чтобы залезть поглубже, и незаметно для себя раздвигает вскоре уже еловые ветки, и оказывается в ином мире под мягко падающим снегом. Так у Льюиса закручивается сюжет в первой по времени написания сказке о Нарнии, где евангельский подтекст вовсе не шифруется. Шкаф оказывается дверью в пространстве, через которую можно попасть в иной мир. Мало того — в ином мире можно прожить целую жизнь и вернуться обратно так, что никто твоего отсутствия не заметит. Жизнь «там» будет равна минуте «здесь». Льюис просто пользуется сказочной формой для серьезного и взрослого разговора.

Свобода предполагает возможность выхода. Христос потому и называет Себя дверью (См. Ин. 10:9), что принес нам свободу. Если нет нигде дверей и никуда выйти нельзя, то остается только сходить с ума от безысходности. Дверь есть обыкновенное чудо. Она не только указание на Христа, но и на Богоматерь. «Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице», «Радуйся Двере Непроходимая», и проч.

Однородный же мир — это мир без дверей, немое царство, камера сумасшедшего дома с мягкими стенами. Не пустите людей ко Христу, и они со временем захотят выйти из этого мира хотя бы через «черный ход» наркомании. Но они захотят выйти! Некто так и говорил: «Если бы я не верил в Господа Христа, я был бы наркоманом».

Но не нужно выходить в иные миры при помощи химии или магии. К иным мирам можно и нужно прикасаться посредством христианского богослужения. Даже с угрозой можно повторить, что без умного участия в христианском богослужении человек будет непременно искать выхода из жизненной тюрьмы при помощи химии (наркотик) или магии (языческие культы, колдовство).

Богослужения торжественный зенит,
Свет в круглой храмине под куполом в июле
Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули
О луговине той, где время не бежит.

Это Мандельштам. А дальше опять Лосев.

«Время, как и пространство, имеет складки и прорывы…

По земным часам, т. е. по солнцу, человек молится, скажем, десять часов. На самом же деле, он переживает это время как несколько секунд, причем, однако, они богаче не только трех обычных секунд, но и десяти часов и, может быть, десяти лет. Космос вообще бесконечно разнообразен по своей временной структуре.

Время человеческой жизни и время какого-нибудь насекомого, живущего один день, совершенно несоизмеримы и несравнимы по своему существу; с точки зрения человеческой жизни один день такого насекомого есть нечто ничтожное и почти смешное. Тем не менее, у этого насекомого есть своя органическая жизнь, с богатым прошлым и неведомым, значительным будущим; и если такое насекомое сознательно, то можно поручиться, что оно ни в каком случае не считает свою жизнь такой уж особенно краткой и смешной»

Время имеет складки и прорывы, имеет полноту и, согласно Откровению, стремится к концу, как к исполнению. Пространство тоже имеет складки и прорывы. Оно оформлено, почему и называется космосом (украшенностью), а не иначе. Из каких-то миров, не видимых глазу, к нам приходят Ангелы. В какие-то миры, невидимые глазу, уходят наши молитвы. Это и есть человеческий мир, в котором тепло и уютно старику и ребенку, простецу и философу.

В этом мире в урочный час законно пахнет ель и зажигаются свечи. За истинный мир Евангелия, за добрый мир сказки и красивый мир поэзии нужно бороться. Без них мир людей перестанет быть средой полноценного человеческого бытия, и превратится в среду обитания для человекообразных.

Протоиерей Андрей Ткачев

http://www.pravmir.ru