Monthly Archive for Ноябрь, 2012

Недуги и синдромы нашего времени

Из дневника психолога

Раньше поколения отделяли пятнадцать-двадцать лет, сейчас, в век высоких скоростей, поколения отделяют едва ли семь-десять лет. Всё ощутимее становится разница между братьями в одной семье, а между родителями и детьми порой возникает целая пропасть. К вечным проблемам отцов и детей добавляются «приобретения», обусловленные развитием науки и техники. Вот лишь некоторые беглые наблюдения за новыми сложностями нового поколения.

Спонтанность, импульсивность

«Тебя обидели — ты обижаешься, тебя рассмешили — ты смеёшься», — говорит героиня одного из фильмов. А потом задаёт вопрос: «А где ты сам?» Импульсивность как свойство личности, как правило, свидетельствует о неустойчивой нервной системе. Импульсивный человек мало способен к самоанализу, реагирует лишь на внешние раздражители.
Психологи сегодня говорят о «клиповом сознании». Спросите у ребёнка, что нравится ему из программы телепередач, и он ответит — реклама. Если возраст ребёнка не позволяет говорить, то он покажет это своей реакцией, стоит только картинке появиться на экране. В тридцати секундах — завязка, кульминация и развязка: ярко, динамично, музыкально. «Ребёнку» двадцати лет рекламные ролики заменяют картинки и цитаты из социальных сетей. Непереносимы становятся Толстой и Гоголь с их описанием дуба или украинской ночи.
Родители, в свою очередь, всё чаще жалуются на проблему гиперактивности у детей. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) имеет генетические и физиологические причины. Но нередко, даже при отсутствии медицинского диагноза, родные жалуются на неусидчивость и гиперактивность. Развивается привычка к ярким стимулам и скука из-за нехватки оных, неспособность удерживать надолго внимание грозит и в старшем возрасте. Так же обстоят дела и в отношениях с людьми: выявляется неспособность к «созданию уз» ввиду их «однообразия и скуки».
В мире ярких стимулов важно иметь «точку тишины». Умение побыть наедине с собой или с другим человеком, без вмешательства картинок, звуков и суеты — это огромное приобретение для современного человека. Это успокаивает пресловутые нервы, помогает заглянуть в душу, принять важное решение, услышать голос совести. Кроме того, развивать усидчивость, рефлексию и последовательность можно с помощью старых проверенных способов: чтение хотя бы в течение получаса серьёзной литературы. Для православного человека «точкой тишины» могут служить утренние и вечерние молитвы.
С непривычки прогулка по лесу или в малолюдном месте может показаться скучной. Будут вспоминаться срочные дела, одолеет желание написать кому-то «важную» смс, проверить почту с мобильного или надеть наушники. Но, приложив усилия, эту суету в душе можно преодолеть. И тогда потребность в «точке тишины» будет возрастать.

Лёгкость бытия

Сегодня мы едва успеваем следить за новинками техники, которые обещают нам райскую жизнь без забот. Прогресс идёт семимильными шагами: кнопки, которые недавно вошли в моду, вытеснены сенсором, фотоэлементами, «умными» функциями… Казалось бы, сделано всё, чтобы человек тратил минимум времени на бытовые нужды и устройство своей повседневной жизни. Обещанное свободное время прибавляется, а человек по-прежнему ничего не успевает и колоссально устаёт. «Молодеют» старческие болезни: артроз и артрит диагностируют уже у подростков. Врачи не удивляются: причины болезни — малоподвижный образ жизни. Рука, застывшая на компьютерной мышке…

Лучший отдых, как известно, — это смена видов деятельности, у нас же, похоже, вскоре останется лишь одна задача — попеременное нажатие кнопок в зависимости от необходимой функции. Чтобы справиться с хронической усталостью, занятия нужно выбирать, они должны быть как можно более разнообразные. Рекомендовано общение и помощь людям, как моральная, так и физическая.

Автоматизмы: память как атавизм

В смс-общении реакции происходят порой быстрее, чем успевает созреть мысль. «Я из тридцати слов смс пишу, а он мне — смайлик: мол, рад за тебя. Я бедой делюсь — а он тот же смайлик, но в другую строну: „сожалею“». Удобно, правда? О скупом и равнодушном O’K можно написать целую книгу.
«Вам не нужно ни о чём заботиться, он сам о вас позаботится!» Правая рука, вторая голова, — как только ни называют изобретательные рекламисты мобильный телефон, который сегодня одновременно служит и органайзером, и камерой, и плеером, и радио, и компьютером. Звонки, смс, письма принимаются «от тела к телу». Наблюдается необходимость постоянно нащупывать, проверять этот «орган» в кармане. Память человека всё больше превращается в атавизм, и новый орган рискует стать не «второй головой», а первой и единственной.

Мы мало используем свой мозг: нам незачем запоминать даты, цифры, имена, адреса. К чему это ведёт? О нас — поколении без памяти — уже можно снимать фильмы ужасов, где человек отдаётся во власть «памяти» умных аппаратов, которые вдруг разом выходят из строя…

В одном детском лагере был проведён эксперимент: у детей забирали телефоны, возвращая лишь на полчаса вечером для звонка родителям. Первые дни дети ходили растерянные, часто одетые не по погоде, забывали принять лекарства или почистить зубы. Они не всегда знали, что нужно взять на пляж, а что — к посиделкам у костра. К концу первой недели, не получая ценных указаний от мам, дети стали всё больше адаптироваться и соображать своим умом. К концу смены их было не узнать. Кто-то из них, скучая по дому и не имея привычного и лёгкого контакта по телефону, впервые в своей жизни пробовал писать письма на бумаге. Даже между собой дети стали общаться так, будто повзрослели на год. Заметим, что речь идёт не о детях дошкольного возраста, а о тех, кто перешагнул первое десятилетие.

Опасность благ цивилизации, безусловно, не в самих благах, а в том, что человек «автоматизируется», отключая важные механизмы работы головного мозга. Часы, запланированно проводимые без мобильного телефона и интернета, учат нас быть пунктуальными, гибкими и творческими. А кто-то, возможно, не сделав «очень важный звонок», даже вспомнит о Боге, возложит надежду на Него.

Душевная булимия

Булимия — психическое нарушение, которое влечёт за собой истощение всех систем организма. Это своего рода «заедание» переживаний, ненасытность. Булимия возникает вследствие тревоги собственного исчезновения (страха смерти). Человеку неизбежно приходится жить в этой тревоге, которая является следствием грехопадения, следствием нашей отделённости от Бога. Но справляться с этой тревогой мы пытаемся не с Его помощью, а с помощью доступной пищи для ума. Заедать тревогу можно чем угодно: кто-то сломя голову мотается по миру в поисках новых впечатлений, кто-то закармливает душу кинофильмами и сериалами. Одни «лопают» книги — не дав возможности перевариться одной, тут же заедают её другой; другие предпочитают менять партнёров, компании, бесконечно обновлять свой гардероб, лишь бы заглушить тоску на какое-то время… Не мы едим — нас ест наш аппетит. Изначально нейтральные вещи становятся ядом для души, тревога растёт и доводит до бездны отчаяния.

Тревога, страх конечности, потеря смысла — это всё возможно преодолеть лишь дойдя до той грани, после которой принимаешь только один ответ: Бог есть. Тогда становится возможным обратить тревоги и страхи на благо. Ведь именно благодаря им человек чувствует жизненную необходимость в Милосердном Отце и начитает приближаться к Богу.

Поколение «бессмертных»

В далёком детстве нам показывали фильмы, которые хоть однажды необходимо увидеть каждому. Один из них — «Белый Бим Чёрное Ухо». Собак и лошадей всегда жальче в фильмах, чем людей. Это объясняется тем, что животные терпят страдания незаслуженно и переносят их безропотно, веря человеку. Эти переживания поднимают целый слой бессознательной тревоги о том, что перед смертью и страданиями мы все беззащитны и бессильны. По большому счёту, для ребёнка это одна из первых возможностей прикоснуться к теме смерти. Многие считают, что подобные фильмы травмируют душу ребёнка, заставляя его думать не о светлом и прекрасном, а о горе и боли. Доводы о том, что человек не может прожить без скорбей и потерь, не принимаются. Главное — мыслить позитивно и притягивать к себе только хорошее! В этом самообмане человек способен прожить до самой встречи… со смертью.

Естественный страх смерти подрастающее поколение гасит с помощью игр или агрессии по отношению к людям и животным. Взрослые обрушиваются праведным гневом на компьютерную зависимость, на игры, наполненные бесовскими персонажами, бесконечными реинкарнациями и перезагрузками, которые эту агрессию и провоцируют, сея в душе конфликт: смерть есть, но не для меня?

Протестовать против игр мало, нужно предложить подростку то, что поможет ему справиться с его страхами и тревогами, которые он сам не в состоянии ни понять, ни объяснить. Есть возраст, когда нас неминуемо притягивают страшилки о смерти. Так мы знакомимся с ней, постигаем её природу. Если же эта «страшная» тема под запретом, ребёнок ищет выходы самостоятельно, и ругать его здесь не за что.

Стоит переосмыслить и нам свои взгляды на жизнь и на смерть: посмотреть «Белый Бим Чёрное Ухо» или подобные ему современные фильмы, посетить больного родственника, попробовать свои силы в качестве волонтёра в больнице или хосписе.
Лишь научившись умирать, человек способен научиться жить.

Отсутствие самооценки

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе, оценка себя, собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков. Сейчас оценка себя происходит во многом благодаря определённой функции в социальных сетях. Нравится? Жми «лайк». К сожалению, кнопки «не нравится» пока нет. Выставив фотографию или записав мысль в блоге, пользователь собирает голоса. Исходя из этого составляет своё представление — что «пойдёт» и каков он сам. Оцениваются не поступки и качества, а фотографии и удачно скачанные цитаты.

Выходя в реальный мир, человек нередко чувствует себя потерянным, лишённым внутренних точек опоры, адекватного взгляда на свои поступки и слова, ведь страница в социальной сети и реальность — не одно и то же. Таким образом, безопаснее становится дружить, заводить отношения и просто общаться и праздновать праздники дома, не сходя с места — перед монитором и с мышкой в руке.

Максимально адекватное отношение к себе — оптимальный уровень самооценки. Здесь не обойтись без самоанализа и самокритики. «Человек рождается в действии», — сказал философ. Возможно, понимание проблемы поможет отказаться от пассивного потребления интернета и перейти к действию. А отклик не замедлит появиться, формируя нашу самооценку.

Конечно, вместо «лайка» в метро могут уступить место, а могут наступить на ногу. Реальность небезопасна, но лишь в ней — настоящая жизнь.

Оптимизм или позитивизм?

Позитивизм (или позитивное мышление), насаждаемый сегодня повсеместно, с одной стороны, похож на оптимизм: не обращать внимания на плохое, акцентировать внимание исключительно на приятном и радостном. Задача позитивной психотерапии — воспитать эффективного, позитивно мыслящего человека, который бы не «парился» по поводу недостатков, страстей и пороков, а видел в себе и других только хорошее. Главное — максимально повысить эффективность: в карьере, социальной жизни, семье и так далее.

В такой системе ценностей не до борьбы с собой. Вряд ли нужен Христос Спаситель — спасать-то не от чего. Ориентиры духовной жизни утрачивают актуальность — духовность подменяется созданием рая здесь, на земле, своими силами, с верой в свою «эффективность». Основоположник позитивной психотерапии Носсрат Пезешкиан считается самым эффективным психотерапевтом современности, гуру, учителем, вполне самодостаточным, не нуждающимся в исцелении.
«Всегда радоваться» нам завещано человеком, который был беспощаден к себе и своим слабостям. Важно выбирать верных учителей. Среди них ведь тоже были оптимисты, верящие в то, что с Богом человека всегда ждёт только самое лучшее — для его бессмертной души.

Сны Стругацких. Есть ли выход?
Не так давно умер Рей Брэдбери, известный писатель-фантаст. В своём романе «451 градус по Фаренгейту» он описывает весьма узнаваемое сегодня общество. Читаешь роман — и охватывает ужас: то, что он описал как выдумку, как свой страшный сон, сбылось ещё при его жизни.
Братья Борис и Аркадий Стругацкие тоже смогли предсказать, к чему ведёт прогресс, и судьбами своих главных героев (как правило, одиночек и безумцев) сумели показать выход…

«Никогда не жалуйся на время, ибо для того ты и родился, чтобы сделать его лучше», — писал Иван Ильин. Дело не во времени, дело в нас. Какие бы ловушки ни расставлял нам прогресс, всегда остаются некие общечеловеческие ценности, которые объединяют поколения, соединяют нас с предками и проводят мосты к потомкам. В каждом из нас живёт бессмертная душа, но поддерживать в ней жизнь и стремление к свету необходимо именно нам; никто не сделает это за нас.

«Я животное, ты же видишь, я животное. У меня нет слов, меня не научили словам, я не умею думать, эти гады не дали мне научиться думать… загляни в мою душу, я знаю — там есть всё, что тебе надо. Должно быть. Душу-то ведь я никогда и никому не продавал! Она моя, человеческая!»

Этими словами из романа «Пикник на обочине» хотелось бы завершить свои размышления, и пожелать всем нам в это сверхтехнологичное время оставаться живыми обладателями бессмертной души.

Анна Лелик

Источник: Интернет-версия православного молодёжного журнала «Отрок»

Осудимся или оправдаемся?..

«Мы творим добрые дела не потому что нам кто-то приказал, а потому что есть истинное желание сделать во славу Божию, доброхотно. Такого человека любит Бог», ― сказал Святейший Патриарх Кирилл в проповеди после литургии на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Троице-Сергиевой Лавре.

Апостолов никто не принуждал, они сами, по своей воле шли к людям проповедовать Христа, никого и ничего не боясь.

Ни искушений, ни испытаний, даже самой смерти.

Святейший Патриарх призвал всех иметь остроту духовного зрения. «Многие, даже православные люди, часами сидят в Интернете. Если раньше с иронией мы проходили мимо бабушек около подъездов, то сейчас и читаем и распространяем различные слухи в так называемых социальных сетях».

Патриарх не призывал отказываться от работы в Интернете. Но мы не должны вступать в интриги, приражаться к слухам и страхам.

При этом не терять бдительности при работе за компьютером. Искушения, которые предлагает современный мир и враг рода человеческого, стали более изощренными, когда сразу подключается подсознание, и человек (даже христианин) иногда не в состоянии, а то и почти всегда вести духовную борьбу, т.к. письменная речь в Интернете максимально приближена к внутренней.

Мы должны помнить о своем физическом и духовном здоровье и той ответственности, которую налагает на нас слово, которое, как известно, не воробей.

“Апостолы Петр и Павел”. Эль Греко.
Источник: открытый Интернет.

На пути к единению

4 ноября — значимая дата для государства Российского, для каждого современного христианина.

17 век — этап тяжелейших событий, когда было преодолено Смутное время, польская интервенция.

Благодаря твердому стоянию, мужеству и самоотверженности Патриарха Ермогена, Минину и Пожарскому, возглавившим народное ополчение.

Много испытаний пережил народ русский в то время. Заступницей России явилась Царица Небесная.

Икона Божией Матери Казанская была привезена в Москву. Она находилась в военном лагере у князя Димитрия. К Богородице постоянно возносил он свои молитвы.

Москва была освобождена от польских захватчиков.

События тех лет перекликаются с нынешним временем. Когда стираются границы добра и зла, человек невольно или добровольно подвергается воздействию СМИ, другим новейшим изобретениям технологического прогресса, а главное — грех становится нормой. “Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною” (1Кор.6:12).

Сознание многих помрачено. Человек уже не может управлять своими эмоциями, чувствами, потребностями.

Как известно, «свято место пусто не бывает». Так рождается психология зверя, когда человеку всё мало: и в материальном, и в психологическом, и в духовном плане.

И только «сверло Божие» в один миг может заставить посмотреть на себя со стороны, увидеть собственную прокаженность в Свете Евангельском, и направить стопы свои ко Христу.

Примеры жизни великих подвижников от первых христиан, египетских и палестинских аскетов до современников нашего времени могут служить оплотом и великой поддержкой в обретении человечности и духовного стержня.

4 ноября — дата, имеющая всеобъемлющее значение для нашей епархии, для каждого прихожанина, для всех, в ком зажигается огнь веры Христовой.

4 ноября 1962 года — дата рождения в вечную жизнь митрополита Нестора (Анисимова) — просветителя народов Камчатки, который много трудов положил в деле просвещения, воцерковления камчадалов. Он был миссионером в самом высоком смысле этого слова.

Два года иеромонах Нестор в суровых природных условиях добросовестно, часто с риском для жизни, исполняет свой пастырский долг, проповедуя слово Божие и обращая в веру Христову тысячи язычников-камчадалов. Глубокое уважение к людям, их языку и традициям, постоянная готовность оказать помощь больным, немощным и обиженным снискали иеромонаху Нестору горячую любовь и доверие паствы, проживавшей и в самых отдаленных уголках огромного края. Однако молодой пастырь не чувствовал полного удовлетворения от своей деятельности. Он понимал, что своими малыми силами он никогда не сможет решить проблем всеми забытой Камчатки. Нужно было привлечь к ним внимание сильных мира сего, духовенства, всех честных людей, желающих помочь ближним, страдающим от нищеты, болезней, пьянства, невежества и своеволия самодуров-начальников. Так возникла идея создания Благотворительного православного Камчатского братства. В начале 1910 года, получив благословение правящего архиерея, отец Нестор отправляется в Санкт-Петербург. Но в столице ему пришлось столкнуться с черствостью и даже враждебностью бюрократов Святейшего Синода и его обер-прокурора. Однако это не остановило молодого иеромонаха. Ценой больших усилий ему удается привлечь к идее создания братства широкую православную общественность и депутатов Государственной Думы. Решающую же роль сыграло личное участие святого государя Николая Александровича, святой государыни Александры Федоровны и вдовствующей императрицы Марии Федоровны. И в результате 14 сентября 1910 года во Владивостоке было открыто Благотворительное Камчатское братство в честь Нерукотворенного образа Всемилостивого Спаса, а вскоре появились его отделения в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и других городах России. Выдающиеся люди разных сословий (духовенство, общественные и политические деятели, представители науки и культуры, купечество, предприниматели, аристократы) считали за честь быть членами и жертвователями братства. Деятельно помогали братству равноапостольный Николай, архиепископ Японский, преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна, священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, святитель Макарий, митрополит Алтайский. Действенную помощь оказывала царская семья. Братству были подарены церковь, утварь, денежные средства, даны льготы по перевозке грузов. Официальным покровителем братства стал святой цесаревич Алексей.
В 1910–1917 годах на средства братства на Камчатке массово строятся церкви, часовни, школы, приюты, больницы и амбулатории.

Изучив тунгусский (эвенкийский) и корякский языки, иеромонах Нестор переводит на них Божественную литургию, частично Евангелие и избранные молитвы. За понесенные труды отец Нестор в 1913 году возводится в сан игумена. Уже тогда его стали заслуженно называть апостолом Камчатки.
Когда началась Первая мировая война, отец Нестор организовал и возглавил санитарный отряд «Первая помощь под огнем врага». В составе лейб-гвардии Драгунского полка он, верхом на коне, сопровождал воинов в кавалерийских атаках, лично выносил с поля боя раненых, перевязывал их, утешал и организовывал отправку в лазареты. За пастырское милосердие, исключительное бесстрашие и отвагу игумен Нестор был удостоен высшей военной награды для духовенства – наперсного креста на Георгиевской ленте, а также ряда боевых орденов с мечами и бантами (святой Анны 2-й и 3-й степеней, святого Владимира 4-й степени).

В конце 1915 года отец Нестор был отозван с фронта, возведен в сан архимандрита; он вновь отправляется на Камчатку – продолжать свою пастырскую миссию.
16 октября 1916 года отец Нестор был хиротонисан во епископа и назначен правящим архиереем новообразованной Камчатской епархии. Годы, проведенные на Камчатке, владыка называл самыми счастливыми в жизни.

В числе немногих иерархов епископ Нестор не принял Февральскую революцию, считая ее происками врагов России. В 1917–1918 годах он участвовал во Всероссийском Поместном Соборе и выборах святого патриарха Тихона. После большевистского переворота, в разгар октябрьских революционных событий в Москве, владыка Нестор ходил с санитарной сумкой по улицам ночного города и, пренебрегая опасностью, подбирал раненых, оказывая им медицинскую помощь. По благословению Собора, как член комиссии по фотографированию и описанию повреждений, нанесенных Кремлю большевиками, епископ Нестор издал обжигающе-обличительную книгу «Расстрел Московского Кремля», признанную важнейшим документом эпохи.

В этот же период владыка становится вдохновителем и организатором единственной искренней попытки (к сожалению, неудачной) спасения царской семьи. В марте 1918 года владыка впервые был арестован большевиками и около месяца находился в заключении. На свободу он был выпущен только под давлением Поместного Собора и верующих. Тогда на защиту молодого архипастыря встала вся православная Москва.

После завершения работы Собора епископ Нестор с большими трудностями – через Киев, Одессу, Крым, Турцию, Сирию, Египет, Индию и Китай – добирается до Петропавловска- Камчатского, где продолжает свое епископское служение. Вскоре, однако, владыка был изгнан большевиками с Камчатки.

Находясь в вынужденной эмиграции в Харбине (Маньчжурия), владыка тяжело переживал разлуку с любимой Родиной, однако не впал в уныние. С удвоенной энергией он продолжил свою пастырскую, проповедническую, милосердную и общественную деятельность и вскоре стал одним из признанных духовных лидеров дальневосточной ветви русской эмиграции. В 1921 году епископ Нестор основывает в Харбине Камчатское подворье, а позже Дом милосердия и трудолюбия, благодаря деятельности которого удалось сохранить тысячи жизней взрослых и детей, попавших в круговорот гражданской войны. Трудами владыки на территории Дома милосердия были построены церковь и часовня-памятник венценосным мученикам.

14 июня 1948 года, в день намечавшегося выезда из Харбина в Москву на празднование 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви, владыка неожиданно был арестован китайскими властями и депортирован в СССР. Особым совещанием при МГБ СССР архипастырь был приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. В вину владыке поставили издание книги «Расстрел Московского Кремля», а также его церковную и общественную деятельность в период эмиграции. Наказание он отбывал в мордовских лагерях для содержания особо важных государственных преступников – Особлаге № 3 (Дубравлаге). Но тяжкие годы заключения, когда приходилось страдать от изощренных пыток, издевательств и унижений, не сломили воли архипастыря.

4 ноября – 50 лет со дня кончины митрополита Нестора.

У его могилы в Переделкино (Подмосковье) была совершена панихида, где верующие москвичи и камчатцы возносили молитвы молитвы об упокоении Владыки.

Митрополит Нестор — столп глубокой веры, широты души и доброго сердца.

Взирая на жизненный духовный подвиг митрополита Нестора (Анисимова) будем и мы, камчатцы, обретать единение со Христом, преодолевать искушения и препятствия на пути ко спасению, хранить «как зеницу ока» мир души, благочестие, веру.

Собёрем воедино все силы на борьбу со страстями и немощами, пребудем в единстве с Богом, ближними, со своей совестью.

По материалам сайта Православие.RU

Фото: из открытого Интернета, Виталия Малаханова

Оптина Пустынь

Земля отверста Небесам.
Здесь каждый шорох слышен.

И слышит колокол Творца
И зрима каждая звезда в твореньи Божьем.