Белые пятна Камчатской истории

октября 20, 2011

20 октября в зале социально-экономического факультета Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга в рамках Пятых международных исторических и Свято-Иннокентьевских чтений состоялся Круглый стол на тему: «Региональные исторические исследования как фактор развития науки и культуры Камчатского края».

На круглом столе выступил митрополит Приамурский и Хабаровский Игнатий.

Откуда взялись «белые пятна» в истории Камчатки? По мнению митрополита Игнатия, главным «белым пятном», на основе которого все остальные «пятна» и прорастают – это незнание, не отсутствие, а именно незнание духовной, церковной истории Камчатки. Нельзя забывать, что до 1917 года Россия была православной. Можно по-разному относиться к этому факту. Иногда говорят, что страна была православной формально. Это сейчас мы можем рассуждать о формальном исповедании веры. Люди, которые рождались, воспитывались и жили в той атмосфере, так или иначе, несли в себе православное мировоззрение. Это очень хорошо видно на примере русской литературы. Любой филолог прекрасно понимает, что если не знать основ православной веры (не исповедовать, не быть верующим, а знать основы веры), никогда полностью не понять ни Пушкина, ни Лескова, ни даже Чехова. Что такое «Маленькие трагедии» Пушкина? Это великолепное изложение аскетического учения святых отцов.

Примерно то же самое происходит и с исторической наукой. Невозможно выполнить  реконструкцию дореволюционного периода в истории Камчатки, представить его в понятном для нас виде, если не знать, что такое Православие. Одно из самых больших «белых пятен» в истории Камчатки состоит не в отсутствии фактического материала или специалистов, которые работают в этом направлении – этого достаточно, – а в том, что эти специалисты не интересуются историей Православия на Камчатке, в частности уже опубликованным трёхтомным трудом «Очерк истории Петропавловской и Камчатской епархии» А.И. Белашова. Эта работа написана непрофессионалом и не претендует на полноту, но в ней наиболее систематично исследуется одна из наиболее важных сторон развития и истории Камчатки –  история церковного, духовного измерения Камчатки.

Слушать (7 минут, 1,6 Мб)

 Малый зал Краевой администрации казался не просто маленьким, а крошечным, когда в нём собрались участники Пятых международных исторических и Свято-Иннокентьевских чтений. Многим хотелось послушать заявленные доклады. На блоге «Тятя, тятя, наши сети притащили…» будет размещена полная диктофонная запись всех прозвучавших докладов и заседания круглого стола.

Фото Т. Ступиной

Приветственное слово

октября 19, 2011

С приветственным словом к участникам V международных исторических Свято-Иннокентьевских чтений, которые состоялись 19 октября 2011 в малом зале Краевой администрации Камчатского края обратился епископ Петропавловский и Камчатский Артемий.

Слушать (6 минут, 1,5 Мб)

Фото Т.Ступиной

«Человеческой историей управляет Господь…»

октября 19, 2011

Доклад митрополита Хабаровского и Приамурского Игнатия на V международных исторических Свято-Иннокентьевских чтениях, которые состоялись 19 октября 2011 в малом зале Краевой администрации Камчатского края. Владыка Игнатий изменил тему своего выступления и рассказал о просветителе Камчатки – митрополите Несторе (Анисимове).

Слушать (21 минута, 5 Мб)

 Фото Т. Ступиной

Пресс-конференция

апреля 18, 2011

Как только стало известно о том, что на Камчатскую кафедру назначен епископ Артемий, камчатские СМИ проявили к нему неподдельный интерес. Журналистов интересовало всё – от биографии нового владыки, его впечатлений от Камчатки (через пару часов после прилёта) до комментариев того, что с одной стороны Церковь учит скромности и смирению, а на руке у Святейшего Патриарха Кирилла часы за 30 000.  

Слушать (7,2 Мб, 31 минута)

Первый молебен епископа Артемия в Соборе

апреля 16, 2011

14 апреля на Камчатку прилетел новый правящий архиерей – епископ Петропавловский и Камчатский Артемий.

Рейс задержали более чем на сутки. Циклон, бушевавший над городом 13 апреля, не утих и 14-го. Город утопал в мокром снегу, порывы ветра сбивали с ног, а под ногами глубокая каша из мокрого снега и невообразимые фонтаны из-под колёс «проплывающих» автомобилей. День будний, но в Соборе Святой Живоначальной Троицы в Петропавловске-Камчатском 14 апреля к 13 часам собрались  прихожане и очень многие из Камчатского духовенства молитвенно поприветствовать нового владыку. Смогли добраться до Петропавловска и отец Владислав из Эссо, и отец Александр из Усть-Камчатска, и отец Дмитрий из Ключей и многие другие.

В нижнем храме Собора архиепископ Хабаровский и Приамурский Игнатий и епископ Петропавловский и Камчатский Артемий в сослужении камчатского духовенства отслужили молебен о начале всякого доброго дела.

По окончании молебна епископ Артемий сказал краткое приветственное слово. После него архиепископ Хабаровский и Приамурский Игнатий попрощался с духовенством и прихожанами.

Слушать слово епископа Артемия и архиепископа Игнатия (7 минут, 2 Мб).

Фото Софии Никитиной.

Слово архиепископа Игнатия

марта 26, 2011

26 марта в храме святителя Николая Чудотворца архиепископ Хабаровский и Приамурский, управляющий делами Петропавловской и Камчатской епархией отслужил молебен о путешествующих перед отправлением в Хабаровскую и Приамурскую епархию, к новому месту службы.

После молебна Его преосвященство тепло попрощался с паствой и попросил молитвенной поддержки на новом служении. Он обратился с просьбой всячески поддержать нового епископа Петропавловского и Камчатского.

 Слушать (9 минут, 2 Мб)

Православная книга смотрит в вечность, и каждого к вечности направляет

марта 15, 2011

13 марта на открытии выставки «Мир православной книги» в выставочном зале Камчатского краевого художественного музея (Ленинская, 62), архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий предложил помолиться о пострадавших в этой катастрофе и об упокоении погибших. После молитвы, обращаясь к собравшимся  Владыка отметил, что книга – изобретение человечества и дар Божий Человечеству. Книгу можно использовать и на благо и во вред человеку. Книги могут отвлекать от жизни, красть время, а могут и губить, развращать душу. Православная книга требует труда, требует внимания. Православная книга побуждает смотреть на себя и на мир глазами Божиими. Она учит видеть в каждом событии – и приятном, и попущенном Богом, волю Божию. Православная книга сама смотрит в вечность, и каждого из нас к вечности направляет. Слушать (7 минут, 1,6 Мб).

Наши грехи и страсти, как клубок змей

марта 13, 2011

В проповеди в пятницу, первой седмицы Великого поста перед общей исповедью архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий сказал о том, что возрастает количество искушений, как только мы начинаем, ограничивать себя, утеснять свои похоти, усиливать молитву. И если раньше грешки наши не были заметны, то теперь, они становятся видимы. Святитель Феофан Затворник сравнивает их со змеями, которые свернувшись клубком на удобно и уютно лежат на самом дне души. И пока их не трогают, пока их неведомыми для себя способами питают нарушением Заповедей Божиих – они никого не тревожат. Им хорошо, они питаются нашими грехами, которые мы за собой часто и не замечаем, но как только мы начинаем себя в чём-то ограничивать, они сразу же поднимают головы и нам сразу становится ясно, какие страсти в нас присутствуют. Первая неделя Великого поста и помогла определить в чём мы грешны. И мы должны обязательно каяться в тех грехах, которые мы знаем, видим и осознаём.

В заключении проповеди, его святейшество рассказал о том, как принести покаяние в Таинстве Исповеди.  Слушать (4 минуты, 1 Мб).

Как драгоценные алмазы должны засиять души, очищенные постом

марта 12, 2011

Архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий читал четвёртую, последнюю часть Великого покаянного канона святого Андрея Критского в Свято-Пантелеимоновом мужском монастыре в четверг первой седмицы Великого поста. В проповеди владыка дал много практических советов по преодолению искушений поста, рассказал о том, как правильно поститься, как преодолевать свои страсти.

В каждом из нас наши желания, как лебедь рак и щука – тянут нас в разные стороны. Кому неведомо, что тело, телесные желания приземляют нас, погружают в земные заботы, поэтому и мысли тоже стелятся по земле, как туман? Как сделать, чтобы тело не влияло на полёт мысли и возвышение чувств? Просто. Избыточную и тяжелую (скоромную) пищу не употреблять, а есть только самое необходимое количество самой простой пищи. Для жизни тела надо не так уж много. Стоит выдержать первую неделю Великого поста, и окажется, что потом тело не только не мешает поститься, перестаёт требовать привычное, но и помогает, бодрит.

Кроме тела, есть и душа, в которой есть мысли и желания не только благие, но и страстные. Мы эти страсти не всегда видим. А не видим потому, что не наблюдаем за собой. Пост – благоприятное время для такого наблюдения. И, если Господь даёт возможность увидеть свои грехи, значит, даёт возможность и избавляться от них, преодолевать их, бороться с ними. Как бы ни казался непреодолим грех, мы должны помнить, что «верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» (1Кор.10:13). Мы должны помнить, что любая страсть может быть побеждена только Господом, поэтому молитва должна быть неотступной, и Господь придёт на помощь.

В каждом из нас есть образ Божий. Да, изувеченный, искалеченный, помутнённый, как драгоценный бриллиант, вывалянный в грязи. На этом великопостном пути мы очищаем в себе образ Божий, как бриллиант, чтобы он мог играть всеми цветами Божественного Света, то есть всеми добродетелями Христовыми, и это станет заметно и нам, и окружающим. Слушать (18 минут, 8,2 Мб).

Нельзя дважды войти в одну реку

марта 10, 2011

Проповедь во второй день первой седмицы великого поста после чтения второй части Великого покаянного канона Андрея Критского в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Петропавловске-Камчатском архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий начал с напоминания древней мудрости: «Нельзя дважды войти в одну реку». Читать полностью »