Введение курса Основ религиозных культур заставляет задуматься о многом

С 1 апреля 2010 года в школьную программу включён новый предмет – Основы религиозных культур и светской этики. Структура курса разработана с участием Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации работников образования, а также представителей религиозных организаций. Курс преподаётся в 4 и 5 классах. Предмет включает 6 модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей могут выбрать один для изучения. Любой выбранный модуль должен дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры, предоставить возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики,  с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.

Введение предмета ещё на экспериментальном уровне вызвало противоречивые мнения среди населения. Сейчас его эффективность и целесообразность вызывает не меньше сомнений.

Важная проблема, с которой, я уверен, нам предстоит столкнуться, это проблема личного отношения учителей к материалу. Ведь у каждого своя вера, и весьма трудно порой быть объективным. Сам сталкивался с подобным во время учёбы в университете.  В моём ВУЗе, как мне кажется, чёткое разделение преподавателей на две категории – ярые атеисты и убеждённые христиане. И каждый гнёт свою линию, забывая об объективности. Что ж, пусть это останется на их совести, всё-таки студенты умеют сами решать, с чем соглашаться, а  с чем – нет, но разве есть такой навык у маленьких четвероклассников? Это большая опасность для них, попасть под чьё-то влияние в вопросе религии и отношении к религиозности.

 «Главное заключается в том, что, во-первых, у каждого ребёнка есть выбор, какой из 6 модулей он хочет изучать. … И, во-вторых, все модули нового курса будут носить абсолютно светский, культурологический характер: преподавание будет вестись обычными учителями по светским учебным пособиям», – подчеркнул директор Департамента госполитики в образовании Минобрнауки И.Реморенко.

Нужно ли давать детям такой выбор? Вопрос даже не в том, кокой выбор сможет сделать ребёнок, ведь всё решат за него (в подавляющем большинстве случаев за детей, естественно, выбор сделают их родители), а в том, сможет ли он такой выбор сделать ввиду своего возраста? 10-11 лет – приемлемый ли это возраст для изучения подобных программ? Возможно, нужно начинать с первого класса? Интересно, что для меня в 10 лет составляло интерес? Ислам, православие? Да если бы меня двумя годами раньше не крестили, я бы и понятия об этом не имел.

На выбор для изучения можно выбрать «одну из традиционных религий» (православие, ислам, иудаизм или буддизм). Мне непонятно, куда дели протестантизм и, например, католичество? Конечно, логично было из религий христианского толка выбрать именно Православие, но ведь и католиков в стране достаточно. Зачем тогда ущемлять их интересы? Выбор сделан по какому-то непонятному мне критерию. И если противники РПЦ выберут этот пунктик в качестве нападок на церковь, то, как ни печально, я соглашусь с ними  в том, что в этом выборе оказала влияние религиозная элита ради определённой выгоды.

Выбор блока какой-то одной религии – это всегда ущемление чьих-то прав, интересов. Это в корне неправильно. Нужно делать общий курс, в составе которого дети будут изучать культурные основы всех религий. И их принципиальное отличие от сект. Кстати, в учебнике ничего такого я не нашёл. Или, если уж на то пошло, давайте пойдём путём «народного единения», зафиксируем официально Православие как главную, основную и наиболее ценную для нас религию на территории РФ, и в соответствии с этой установкой станем повсеместно изучать основы Православия. Тогда не будет никаких шорохов по поводу (не)демократичности, и вместе с этим не будет лишних споров. А то, как это у нас зачастую бывает, пытаемся к чему-то прийти, а в итоге создаём себе только лишние проблемы и опасности.

Интересно, что в учебнике не освещается вопрос о происхождении человека. Видимо, авторы решили не подливать масла в огонь и оставили первое издание без столь важной и вместе с тем сложной главы. Главное, чтобы приверженцы конкретных конфессий и атеисты чувствовали себя одинаково комфортно в ходе изучения курса.

Главный плюс введения изучения блока  православных ценностей, я считаю, в том, что, получив эти знания на раннем этапе обучения, дети смогут корректнее, правильнее понимать отечественную классическую литературу, основанную преимущественно на христианской морали, на вере в Бога.

Как бы то ни было, я, как человек верующий, православный, вижу во введении Основ религиозных культур не очень смелый, но очень важный шаг к обретению русским народом своей былой целостности и Веры. А проблемы, с которыми столкнёмся, мы обязаны решить вместе, гласно.

(с) Евгений Соколовский

0 Ответ to “Введение курса Основ религиозных культур заставляет задуматься о многом”


  • Нет комментариев

Ответить

Currently you have JavaScript disabled. In order to post comments, please make sure JavaScript and Cookies are enabled, and reload the page. Click here for instructions on how to enable JavaScript in your browser.