№-9. Таинства Православной Церкви: Таинство Елеосвящения.

Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем (маслом растительного происхождения), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Это таинство еще называется соборованием, потому что для совершения его собирается несколько священников (или собор священников), хотя по нужде может совершить его и один священник.
Данное таинство ведет свое начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проповеди Евангелия одновременно исцелять всякую болезнь и немощь, они «многих больных мазали маслом, и исцеляли» (Мр.6,13). Особенно подробно говорит об этом таинстве апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5,14-15). Из сих слов ясно видно, что плодами этого таинства являются восстановление сил соборовавшегося и отпущение ему грехов.
Освященный благодатью елей сообщает больному силу бороться с болезнью, менее чувствовать страдания телесные, и сохранять покой души среди самых страхований смертных. Вот почему с верой и благоговением принимающие елеосвящение больные, даже и тогда, когда состояние их безнадежно, чувствуют некоторое успокоение в душе и облегчение телесное.

Исцеление от болезни, возвращение к жизни умирающего человека еще нельзя назвать необходимым и безусловным следствием таинства елеосвящения. Закон смерти телесной есть общий жребий всех людей: “…человеку положено однажды умереть” (Евр.9,27). Еще не истреблен последний враг человечества: “последний же враг истребиться – смерть” (1Кор.15,26).

Кто желает в болезни получить помощь от духовного врачевства, тот должен прежде укрепить в себе веру в предлагаемую благодатью помощь, и потом «…да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Бога» (Иак.1,6-7). Поэтому елеосвящение не принесет пользы болящему за его неверие и его недостойное отношение к этому таинству. Вместе с тем, необходимо чтобы дух веры и молитвы одушевлял и пресвитеров, призванных к совершению елеосвящения. Ибо как, с одной стороны, «много может усиленная молитва праведного” (Иак. 5,16). В Евангелии от Марка (Мр.2,3-12) описывается эпизод, когда расслабленный исцелен Спасителем за веру людей, принесших больного на одре. При всем этом надо помнить, что от воли Божией зависит, как оживить умирающих или даже умерших, так и умертвить тех, которым суждено более не жить (1 Царств.2, 6).

Благодать Божия действует через освященный елей на тело болящего, но действие это обнаруживается не во всех одинаково, а по усмотрению Божию: в одном елеопомазуемом оно сопровождается постепенным и совершенным избавлением от болезни; другому подается только временное облегчение от нее или даже только возбуждение сил к благодушному перенесению ее. Восстановляя силы больного, благодать Божия через таинство елеосвящения дарует отпущение грехов ему. Здесь нужно обратить внимание на то, что не все нравственные причины болезни бывают ясны для больного, напротив, многие из них скрываются от суда совести его. Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая о зависимости болезней телесных от грехов, говорит: «Некоторые бывают и от беспечности; чревоугодие, пьянство и бездействие также производят болезни».

Между этими пороками существует различие и в том, как они действуют на совесть больного. Пресыщение и нетрезвость так ощутительно и быстро разрушают здоровье телесное, что сам больной не может не видеть вредных следствий невоздержания, и потому скорее может прийти к сознанию сего вреда. Но праздность, служа матерью пороков, для многих кажется невинным бездействием, и, бывая тонкой причиной недугов телесных, оставляет в усыплении совесть страждущего, который недоумевает, от чего бы могла приключиться ему болезнь. Известно также и из опыта Церкви, из Священного Писания, что унылый дух сушит кости (Притч. 17, 22): но все ли, дошедшие от сего до изнеможения, знали, что уныние есть грех, который надлежало бы очистить покаянием? Не удивительно поэтому, что иной долговременно болящий, хотя и нередко открывает совесть свою на исповеди, но продолжает безмолствовать о сокровенных и греховных причинах недуга своего, или совсем не зная их, или считая их безгрешными. Эти и подобные грехи, покрытые сами мраком неведения, и однако, тем не менее, омрачающие душу больного, очищаются таинством елеосвящения. А когда глубже вникнем в положение страждущего человека; то, быть может, откроются и другие немощи в душе его, для врачевания которых потребна сила этого таинства.
Отсюда уже открывается и то, чем различается елеосвящение от таинства покаяния, хотя почти те же самые слова молитвенные читаются и в чине исповеди, и кающемуся обещается тот же благодатный плод – отпущение грехов. В покаянии оставляются те грехи, которые кающийся сам исповедует; елеосвящаемому отпускаются и те греховные действия и состояния души, которые, быть может, никогда не были очищены исповедью, по забвению, конечно, или неведению, а не по желанию их утаить, равно как и те греховные случаи, которые утомленный тяжестью телесного недуга не мог хорошо изъяснить духовнику.

Елеосвящение, в отношении к отпущению грехов, может быть названо таинством дополнительным, которым восполняется действие предшествующего таинства, то есть покаяния, так что отпущение грехов через таинство елеосвящения есть не что иное, как восполнение не по недостаточности самого покаяния для разрешения всех грехов, а по немощи больных воспользоваться этим спасительным врачевством во всей его полноте.

Учение свое о благодатных плодах елеосвящения Православная Церковь вкратце излагает так: «плоды сего таинства суть прощение грехов или спасение души и здравие тела. Хотя тело и не всегда получает исцеление, но прощение грехов всегда даруется душе кающегося». Через помазание частей тела исцеляются душевные и телесные немощи болящего.

Об обрядах таинства елеосвящения.
Чин елеосвящения, в Православной Церкви, имеет следующий состав: в него входят умилительный канон, объясняющий силу таинства, и тропари, потом семь чтений из Апостола, семь чтений из Евангелия и семь молитв, – что все заключает в себе указания на великую важность елеосвящения. Но здесь, естественно, представляется вопрос: в каком именно молитвенном действии сосредоточивается сила таинства? Сила таинства существенно выражается в той молитве, которую каждый раз произносит священник, когда помазует больного елеем. Она читается так: «Отче святый, врачу душ и телес, пославый Единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющего и от смерти избавляющего, исцели и раба Твоего (называется имя соборующегося) от обдержащия его телесные немощи, и оживотвори благодатию Христа Твоего …» (текст на церковно-славянском языке) и прочее.
В то время, как пресвитером произносится молитва: «Отче святый…», выражающая силу таинства, рука его крестообразно помазует елеем болящего, – на лбу, на ноздрях, на щеках, на губах, на груди и на обеих руках с ладони и с тыльной стороны ладони. К елею, предназначенному для елеосвящения, святая Церковь впоследствии установила присоединять часть вина. В этом установлении принят основанием пример самарянина, который на тело, впавшего в разбойники, возливал масло и вино. Помазание больного маслом, освященным елеем, совершается в течение священнодействия не одиножды, а семикратно.

Самый чин елеосвящения благоприятствует тому, чтобы к одру болящего призываемы были семь пресвитеров: в чинопоследование поэтому входят семь чтений евангельских и апостольских, семь молитв и семикратное помазание больного елеем. Поскольку не всегда и не везде можно собрать к больному семь пресвитеров: то Православная Церковь, не желая, чтобы кто лишен был этого таинства, почитает дозволительным совершать его не только трем или двум, но и одному пресвитеру, под условием, чтобы один, если нет более, выполнил все, положенное по чину для семи.

Кому и как часто можно собороваться?
В Русской Православной Церкви положено преподавать таинство елеосвящения больным без различия степеней болезни. Для здоровых же не дозволяется совершать оное особенно: но оставленным неприсуществующий по местам обычай совершать елеосвящение в дни Рождественского и Великого постов для всех присутствующих в храме.
Предчувствие опасности или близкой кончины служило иногда побуждением приступать к сему таинству. Так Патриарх Никон, перед вызовом его из Воскресенской обители, на суд Московского Собора, из опасения себе горькой участи, напутствовал себя Святыми Дарами и таинством елеосвящения. В ХIУ столетии, когда в России свирепствовала язва, известная под именем «черной смерти», многие, не быв еще заражены ею, приступали к елеосвящению. Есть мнение, что обыкновение освящать елеем и здоровых началось у нас в России «со времен черной смерти», хотя в Греции обычай этот существовал и ранее.

0 Ответ to “№-9. Таинства Православной Церкви: Таинство Елеосвящения.”


  • Нет комментариев

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree