№-8. Слово о святых иконах.

В православном храме (на иконостасе и по стенам) и в доме христианина в переднем углу находятся святые иконы, перед которыми православные молятся. Иконой или образом называется изображение Самого Господа Бога Иисуса Христа, или Божией Матери, или ангелов, или святых угодников. Изображение это непременно освящается святой водою: через это освящение иконе сообщается благодать Святого Духа, и икона чтится уже нами как святая. Бывают иконы чудотворные, через которые пребывающая в них благодать Божия проявляется даже чудесами, например, исцеляет больных.

Сам Спаситель дал нам Свое изображение. Умывшись, Он отер пречистый лик Свой полотенцем, на котором чудесно изобразил лик Его. Это полотенце Иисус Христос передал для больного Едесского князя Авгаря. Когда больной князь помолился перед этим Нерукотворным изображением (образом) Спасителя, то тотчас исцелился от болезни своей.

Молясь перед иконой, необходимо помнить, что икона не Сам Бог или угодник Божий, а лишь изображение Бога или угодника Его. Поэтому не самой иконе молятся христиане, а Богу или святому, лик которого на ней изображен.

Святая икона есть то же, что и священная книга: в священной книге мы благоговейно читаем слова Божии, а на святой иконе благоговейно созерцаем святые лики, которые, как и Божие слово, поднимают наш ум к Богу и его святым, и воспламеняют наше сердце любовью к нашему Творцу и Спасителю.

Бог – Дух невидимый, но Он являлся святым людям видимым образом. Поэтому на иконах и изображаем Бога в том виде, в каком Он являлся. Пресвятую Троицу изображают в виде трех ангелов, сидящих за столом. Это потому, что в виде трех ангелов Господь явился некогда Аврааму. Чтобы нагляднее представить духовность явившихся Аврааму ангелов, их изображают иногда с крыльями.  Каждое из Лиц Пресвятой Троицы отдельно изображают так: Бог Отец в виде старца, потому что Он в таком образе являлся некоторым пророкам. Отдельно икону Бога Отца не изображают, так как Бога Отца никогда никто не видел.
Бог Сын изображается в том виде, каким Он был, когда для нашего спасения сошел на землю и сделался человеком: младенцем на руках у Божией Матери; учащим народ и совершающим чудеса; преображающимся; страдающим на Кресте; лежащим во гробе; воскресшим и вознесшимся.
Бог Дух Святый изображается в виде голубя, когда Он так явил Себя во время крещения Спасителя во Иордане от Иоанна Крестителя, и в виде огненных языков, когда Он сошел видимым образом на святых апостолов в пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа.

Кроме Бога, изображаются на святых иконах Божия Матерь, святые ангелы и святые угодники, т.е. люди, достигшие в своей жизни святости.
Но молиться им необходимо не как Богу, а как ближайшим к Богу, угодившим Ему своей святой жизнью. Они по любви к нам ходатайствуют за нас перед Богом. У них просят помощи и заступления, потому что Господь, ради них, скорее услышит и наши грешные молитвы.
Достойно внимания то, что образ Божией Матери, написанный Лукой, одним из учеников Господа, сохранился до нашего времени. Есть предание, что Матерь Божия, давая Свое изображение, сказала: «Благодать Сына Моего будет с этой иконой». Мы молимся Матери Божией, потому что Она ближе всех к Богу, и вместе с тем близка также к нам. Ради Ее материнской любви и Ее молитв Господь наш Иисус Христос много нам прощает и во многом помогает. Она великая и милосердная заступница за всех нас!

В начале, когда еще не было ни мира, ни человека, Бог сотворил святых ангелов. Слово «ангел» означает «вестник». Ангелы – духи бестелесные (потому и невидимые) и бессмертные, как и наши души, но Бог одарил их более высокими силами и способностями, чем человека. Ум их совершеннее нашего. Они всегда исполняют волю Божию, они безгрешны, и теперь благодатию Божией так утвердились в делании добра, что и грешить не могут. Много раз ангелы являлись видимым образом, принимая на себя телесный вид, когда их Бог посылал к людям сказать или возвестить Свою святую волю. Каждому христианину Бог дает при крещении ангела-хранителя, который невидимо охраняет человека во всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в страшный час смерти, не оставляет и по смерти.
Ангелы изображаются на иконах в виде красивых юношей, в знак их духовной красоты. Их крылья означают, что они быстро исполняют волю Божию.

На иконах изображаются также и святые люди или угодники Божии. Так они называются потому, что они, живя на земле, угодили Богу своей праведной жизнью. А теперь, пребывая на небесах с Богом, они молятся о нас Богу, помогая нам, живущим на земле. Святые имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребреники, блаженные и праведные.
Пророками называют тех святых, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее, и преимущественно о Спасителе. Они жили до пришествия Спасителя на землю.
Апостолы – это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь, а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Их было сначала двенадцать, а потом еще семьдесят. Двое из Апостолов, Петр и Павел, называются Первоверховными, так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры. Четыре Апостола: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, написавшие Евангелие, называются Евангелистами.
Святых, которые, подобно Апостолам, распространяли веру Христову в разных местах, называются равноапостольными, как, например: Мария Магдалина, первомученица Фекла, благоверные цари Константин и Елена, благоверный князь Российский Владимир, святая Нина, просветительница Грузии, и другие.
Мученики – это те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения, и даже смерть. Если же после перенесенных ими мучений они скончались мирно, то их называют исповедниками. Первые, пострадавшие за Христову веру, были: архидиакон Стефан и святая Фекла, и потому они называются первомучениками. Умершие за святую веру после особенно тяжелых (великих) страданий, каким подвергались не все мученики, называются великомучениками, как, например, святой великомученик Георгий, святые великомученицы Варвара и Екатерина и другие. Исповедники, которым мучители писали на лице хульные слова, называются начертанными.
Святители – епископы или архиереи, угодившие Богу своей праведной жизнью, как, например: святой Николай чудотворец, святой Алексий, митрополит Московский и другие. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями, то есть учителями всей христианской Церкви. Святители, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками.
Преподобные – праведные люди, которые удалялись от мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в девстве (т.е. не вступая в брак), в посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, как, например: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, преподобная Анастасия и другие. Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками.
Бессребреники служили ближним безвозмездным врачеванием болезней, т.е. без всякой платы исцеляли болезни, как телесные, так и душевные, как, например: Косма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеимон и другие.
Праведные проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя подобно нам в миру, будучи семейными людьми, например, святые праведные Иоаким и Анна и другие. Первые праведники на земле: родоначальники (патриархи) человеческого рода называются праотцами, например: Адам, Ной, Авраам и другие.

Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников и угодниц Божиих на иконах и картинах изображается сияние или светлый кружок, который называется нимб. Нимб есть изображение сияния света и славы Божией, которая преображает человека, соединившегося с Богом.
В нимбе Спасителя иногда ставят три буквы OWN. Это греческое слово, при переводе на русский язык оно означает Сущий, т.е. всегда существующий. Так существовать может только один Бог.
Справа и слева от нимба Господа, Божией Матери и святых угодников Божиих пишется на греческом или церковно-славянском языке кто изображен на иконе: Господь Вседержитель, Божия Матерь, святой апостол Андрей Первозванный, святитель Николай Чудотворец и т.д.
Невидимое сияние света и славы Божия, изображаемое на иконах нимбом, иногда бывает видимо и другим людям. Например, святой пророк Моисей должен был закрывать лицо свое покрывалом, чтобы не ослеплять людей светом, исходящим от лица его. Лицо преподобного Серафима Саровского, во время беседы с Мотовиловым о стяжании Духа Святого, просияло как солнце, поэтому Мотовилову невозможно тогда было смотреть на лицо преподобного Серафима.
Так Господь прославляет Своих святых угодников сиянием света славы Своей еще здесь на земле.

0 Ответ to “№-8. Слово о святых иконах.”


  • Нет комментариев

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree