№-5. Таинства Православной Церкви: Таинство Крещения.

Премудрость Божия устроила на земле Дом Спасения. Этот дом есть Святая Церковь. Вход в него есть крещение, и другого входа нет. Крещение есть таинство, в котором верующий в Иисуса Христа, при троекратном погружении его в воду, с призыванием Святой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, разрешается от всех грехов, и силою Духа Святого возрождается в жизнь новую – духовную, святую.

При первом рождении своем от родителей человек в беззакониях зачинается и во грехах рождается. В купели крещения человек получает от воды и Святого Духа новое рождение, в котором отпускаются ему все грехи, как прародительский, унаследованный от Адама, так и любой другой произвольный.

Человек за грех должен был умереть: он и умирает сначала духовной смертью, а потом телесной, В крещении он освобождается от смерти, сперва духовной, потом телесной. Духовная смерть состояла в разлучении духа или ума человека с Богом. В крещении человек опять приемлет Святого Духа, делается причастником Божественного естества, облекается во Христа. Телесная смерть состояла в разлучении души с телом. В крещении она получает семя бессмертия: через обновление духа обновляется и тело. Спогребшись Христу крещением в смерть (Рим.6.4), человек получает от Него силу бессмертия. Как Христос умер один за всех и воскрес, так и все, умершие о Христе, оживут с Ним (1Сол.1,10; Еф. 2,5). Смерть телесная для верующего есть уже не смерть, а сон. Поэтому умершие во Христе именуются на языке Церкви усопшими.

В крещении человек освобождается от проклятия, данного Богом нашим прародителям Адаму и Еве после их грехопадения, как от последствия греха, и возвращается ему благословение Божие. Крещенные суть чада Божий, «аще же чада, и наследницы; наследницы Богу, сонаследницы же Христу» (Рим.8,17). Крещаемому принадлежит царствие Божие уже по самому крещению. До крещения грех жил в сердце человека, как яд, проникал все его существо. С крещением яд греха измывается; душа просвещается и освящается. Грех перестает действовать на человека властительски; человек получает силу, при помощи которой он побеждает грех, действующий теперь на него извне; крещающийся получает силу стоять за истину и правду до смерти, и смерти иногда ужасной и мучительной, что показали на себе святые мученики. В крещении ветхий, греховный наш человек со Христом распинается и умирает, а восстает новый. «Аще кто во Христе, нова тварь» (2Кор.5,17). Этот новый человек не связан необходимостью работать греху, но свободно может избрать служение Христу, «яко ктому не работати нам греху» (Рим.6,6).

До крещения сатана чрез грех властвовал над человеком, как над своим рабом. С крещением человека насилие сатаны прекращается; он может действовать только извне, обманом, обольщением, но никогда – насилием, доколе верующий пользуется дарованными ему средствами для борьбы с духом злобы.

Итак, крещение есть новое рождение от воды и Духа, облечение во Христа, умирание ветхого человека и восстание нового (2Кор.5,17). Это обновление есть таинство, недоступное для наблюдения внешними чувствами. Благодатной силы его нельзя видеть глазами, осязать руками, нельзя взвесить или измерять. Тем не менее, оно не есть что-либо мыслимое только, без соответствующей действительности. Неуловимая для внешнего наблюдения вначале, таинственная сила крещения обнаруживается в последствиях. Как в растительных семенах невозможно сначала видеть, осязать или измерить жизненной силы семени, пока они остаются только семенами, т.е. пока не бу-дут поставлены в благоприятные условия для прозябания. Так и семя благодати, подаваемое в таинстве крещения, бывает тогда незаметно до осязаемости, когда оно будет поставлено в благоприятные, в своем роде, условия для прозябания.

Особенно в наше время, когда крещение совершается над младенцами, действие благодати Божией в душе последнего почти не может быть наблюдаемо. Но в древние времена, когда крещение было совершаемо над взрослыми, когда крещаемые приготовляемы были к принятию таинства иногда продолжительным (от сорока дней до трех лет) огласительным учением, молитвой и постом, так что приготовленные таким образом приступали ко святому крещению сознательно; когда и по крещении они старались возрастить семена благодати; тогда благодатная сила крещения проявлялась в видимых последствиях своих, например, очевидным изменением всей прежней жизни, дурной языческой на добрую христианскую и т.п.. Примером может служить святой равноапостольный князь Владимир.

От человека требуется при этом, чтобы он свободно воспользовался приобретенными для него спасением и дарованными ему благодатными силами. Он должен принуждать себя на дело благое, ибо только принуждающие себя на такие дела, т.е. употребляющие усилие, получают Царствие Божие (Мф. 11,12).

Младенцы при крещении получают все то, что даруется крещаемым и в зрелом возрасте. В детях благодать действует самостоятельно по вере родителей и восприемников их. Она в них остается как бы семенем, которое и родители, и восприемники должны возрастить, чтобы дети, по достижении возраста самосознания, нашли себя уже приготовленными к тому, чтобы свободно и сознательно подчинились действию благодати и исполнили те обеты, какие даны за них восприемниками.

Таким образом, на родителях лежит долг дать детям нравственное христианское воспитание, а на восприемниках – долг дать детям, своим крестникам, духовное воспитание.

День крещения человека называется Днем Ангела, т.к. в этот день крещаемому дается от Бога Ангел-Хранитель.

Что требуется от крещаемых прежде, чем они приступят к таинству крещения? Первое, вера. Вера в Святую Троицу, вера в Иисуса Христа как Спасителя, вера, что Бог поможет каждому, кто к нему взывает и поступает по Его заповедям. Исповедание веры входит и в чинопоследовании таинства крещения, это наш православный Символ веры, который читается крещаемыми трижды. Этот Символ веры каждый из крещаемых должен знать. Второе, покаяние. Покаяние входит в чинопоследование Святого Крещения, когда каждый из крещаемых отрекается от сатаны и всех дел его. При этом крещаемый говорит от первого лица, т.е. покаяние сугубо индивидуально. Покаяние является основой всей последующей христианской жизни крещенного, т.к. заставляете его всегда видеть в себе нарушение заповедей Божиих.

Что же касается младенцев, которые сами не способны еще ни иметь, ни свидетельствовать своей веры и покаяния пред крещением, то они крещаются по вере восприемников, которые от лица младенцев произносят исповедание веры и отречение от сатаны. Восприемники перед лицом Божиим и всей Церковью обязуются воспитать совместно с родителями крещаемых детей в вере и благочестии, когда они начнут взрослеть. Для младенцев мужского рода обязательно должен быть крестный отец, для младенцев женского рода – обязательно крестная мать. Второй крестный необязателен.

Наречение имени. Прежде совершения таинства Крещения желающему креститься нарекается новое имя в честь кого-либо из святых Православной Церкви. Это значит, что крещаемый вступает в новое общество, и с именем того святого, чье приемлет. Этот святой, чье имя получает крещаемый, становится небесным покровителем крещаемого и является примером ему для подражания на всю жизнь. День празднования памяти святого, чье имя носит крещенный, называется Днем име-нин, или именинами.

0 Ответ to “№-5. Таинства Православной Церкви: Таинство Крещения.”


  • Нет комментариев

Ответить

Spam Protection by WP-SpamFree