Архивы на января, 2009

Памятка-“ликбез”

Среда, января 21, 2009

Вчера сдал, потом получил из печати и отвез в кабинет катехизиса «православный ликбез». То есть краткую памятку по первым шагам в церкви для новоначальных, подготовленную некогда для своего крестного, а потом переработанную по благословению о. Максима для использования в огласительных беседах. Поэтому, коллеги-катехизаторы, не забывайте ее теперь на занятиях, пожалуйста, раздавать.

Крещение

Понедельник, января 19, 2009

Ночью был на Кабан-ручье, искупался.

Именно «искупался». Потому что народ вокруг привычно рассуждал: «Вот сейчас омоем грехи, и…» (что «и», не уточнялось, но по тону можно было предположить застолье с водочкой: дескать, вот сейчас омоем грехи и с новыми силами отправимся грешить дальше). Но фокус в том, что простым купанием, даже в крещенской воде, грехи не омываются.

На этом в пятницу специально останавливался о. Максим. Иоанново крещение, хотя и является прообразовательным для Крещения новозаветного (и одновременно – для таинства Покаяния), но мистического смысла не несет. Оно являлось, по сути, разновидностью ритуального омовения, обязательного для евреев; в отличие же от традиционного омовения Иоанн призывал всех предварительно публично покаяться и проводил свое крещение, так сказать «в промышленных масштабах». Однако даже при публичном покаянии и принятии Иоаннова крещения грехи евреям не прощались: по ветхому закону, это происходило только при принесении Богу в храме специально оговоренной жертвы.

 И уж тем более, очевидно, никакие грехи не прощаются НАМ автоматически только за то, что мы смело сиганули в прорубь. Так что в таком купании, подозреваю, куда больше пользы для тела, чем для души. :-) Что же касается души – мы все знаем: Крест, Евангелие, аналой… Исповедь.

О наказаниях ребенка.

Суббота, января 17, 2009

Стал писать ответ на http://blogs.pravkamchatka.ru/7ya/2009/01/15/ , а получилась полноценная запись. Поэтому публикую у себя.

Что мои родители, что я сам – профессиональные преподаватели. Профессиональные зануды ;-) ,  которые говорить могут (и умеют, и любят!) много и долго, и при необходимости – часами читать нравоучения.

 Так вот, эффективность этих «разговоров» под большим вопросом. Потому что ребенок (знаю по себе) быстро отгораживается от смысла сказанного, воспринимая родительский монолог только как особую форму наказания, типа «шлепать тебя я не буду, но часа два ты меня послушаешь!».

То же – с углом (или с его «мягким» вариантом «идти в свою комнату и сиди там один!»). Есть дети, которым одиночество не в тягость (обычно это как раз дети-одиночки либо первенцы), и на них эти меры толком не действуют.

Поэтому я порой шлепаю ребенка. Раз сказал «нельзя», обязательно кратко и внятно объяснил, почему. Два сказал «нельзя» уже строго. На третий раз – по попе (или по рукам, от ситуации). Ребенок, конечно, начинает плакать, на что спокойно объясняешь, что ты его любишь, но сейчас он сделал плохо то-то, за что и был наказан. «И мы больше так не будем, хорошо?» – на этом слезы обычно заканчиваются.

И еще – «Родители, допускающие возможность физических наказаний, вынуждены применять их гораздо реже, чем те, кто не допускает такой возможности». Источник не помню, но очень нравится. :-)

 А относительно вранья (см. исходный пост) – согласен. Только нужно уметь не врать самому, в том числе и в наказаниях (и в частности – не грозить тем, что заведомо не исполнишь!). Т.е. если уж пообещал «все, я беру ремень» – бери. И хоть раз, да шлепни. Иначе ребенок потеряет доверие к родительским словам, уважение к самим родителям и вдобавок фактически получит неявную санкцию на ложь: «раз он говорит, но не делает, значит и мне можно». Это, ИМХО, самая страшная возможная ошибка в воспитании.

Молитва на принятие просфоры и святой воды…

Суббота, января 17, 2009

…которую все мы знаем, звучит как «Господи, да будет дар Твой святый – просфора и святая Твоя вода…» и т.д.

Так вот, мне всегда казалось, что «дар Твой святый» – это И просфора, И святая вода. Поэтому когда встречал вариант «…да будет дар Твой святый и святая Твоя вода…» то, ничтоже сумняшееся, полагал, что это стилистическая ошибка. Дескать, «просфору» из текста исключили, а союз «и» по забывчивости оставили. Так и относился к этой форме молитвы.

На Рождество ее, в точно такой же форме («дар Твой святый и святая Твоя вода») увидел на стене в Свято-Пантелеймоновском храме. Решил: вот же непорядок, даже сюда ошибка добралась. Надо, думаю, исправить. Правда, некоторые сомнения закрались уже: ведь всякий раз полагая где-то в церкви «ошибку» (а такое, прости Господи, бывает иногда), я вскоре убеждался, что в церкви все правильно, а ошибочно понимал как раз я сам. :-))) Да и неужели батюшка Антоний благословил бы вывесить ошибочный текст?.. Нет, конечно. Но в чем тут дело, я сам тогда так и не понял.

Поэтому сделал красивую распечатку с вариантом «дар Твой святый – просфора и святая Твоя вода», принес о. Антонию, «вот, говорю, так ведь правильно, а то у вас в храме там слово пропущено…» Ну, тут о. Антоний мне истину и открыл.

«Дар Твой святый» – объясняет – «это может быть не только просфора, но и антидор, и артос. Именно к ним эти слова относятся. Поэтому “дар Твой святый и святая Твоя вода” – правильно».

 Вот так. Я-то себя великим стилистом мнил, я такой простой фразы не понял. :-)))

Небольшой анонс

Пятница, января 16, 2009

Вчера передал о. Роману подчищенные лекции Владыки (т.е. записи с занятий в библиотеке) и архив наших радиопередач за осень. Теперь, вероятно, они начнут появляться на сайте. Спрашивайте, как говорится, в аптеках города! ;-)

Человеческое Бого-подобие.

Среда, января 14, 2009

Вчера на занятиях коснулись «образа и подобия Божия». Выяснилось, что точно разграничить образ и подобие тяжело, часто эти термины понимаются синонимично. И в процессе на ум, уже в который раз, пришли три основных (на МОЙ взгляд) черты человеческого Богоподобия:

– способность любить;

– способность творить;

– свободная воля.

Теперь вопрос. Точнее, вопросы:

а). Кто-нибудь может назвать какое-то еще принципиальное свойство Богоподобия?

б). Существует ли, по-вашему, иерархия этих свойств (ну, например: «Первооснова – свободная воля, а уже она дает возможность проявлять себя, т.е. и любить, и творить, и все прочее»)?

в). Существуют ли конкретные мнения святых отцов по данному вопросу?

Вторник, января 13, 2009

Ну, что: как сказали в 93-м или в 94-м году в это день по радио, «СЕГОДНЯ ВСЕ ПРОГРЕССИВНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВСТРЕЧАЕТ НОВЫЙ ГОД ПО СТАРОМУ СТИЛЮ». :-)))

Откуда это?..

Понедельник, января 12, 2009

За день перед Рождеством объезжал городские храмы в поисках расписания праздничных служб. И вот в храме Александра Невского сестра Галина поинтересовалась – помню ли я имена волхвов, пришедших поклониться Младенцу? Я поначалу опешил – «Да откуда?!», а потом вдруг вспомнил имя Балтасара (или уж Валтасара, кому как больше нравится). Двух других – Гаспара и Мелхиседека (именно в такой форме!) Галина вспомнила сама.

Немного позже – и опять же само собой – в голову пришло полностью: «Гаспар, Балтасар и Мельхиор». Так что на следующий день я не поленился еще раз смотаться в Ал. Невского и уточнить: все-таки Мельхиор, а не Мелхиседек (который, как мы знаем, персонаж еще Ветхого завета, причем весьма загадочный, но зато дающий Христу «официальное» право именоваться и быть Первосвященником).

Но, хотя имена и вспомнились, вопрос остался. Тот самый: ОТКУДА мы их знаем? Ясно, что из Предания, т.к. в Писании этих имен нет. Но кто-нибудь может назвать конкретный источник, где имена волхвов назывались бы явно? Я пересмотрел уже полдюжины катехизисов и статей/бесед по теме Рождества – пока нигде ничего. Но ведь откуда-то эти имена в голове были!!! Так откуда??? :-)

Запоздавшие хроники

Воскресенье, января 11, 2009

На Рождество был в храме мужского Пантелеймоновского монастыря. В первую очередь – вы уж простите за банальность причины – из-за тесноты в Николая Чудотворца по большим праздникам. Это здорово, что прихожан много; но когда требуется молитвенное сосредоточение, да еще и ноги периодически подкашиваются – находиться в плотной толпе очень тяжело. Так что в этот раз я, по сути, просто сбежал в монастырь. :-)

Нынче, впрочем, ноги не подкашивались, зато безудержно ныла спина. Поэтому поясные поклоны я клал часто и с удовольствием, да и при чтении Евангелия склонялся весь (а не одну только голову): так, как ни странно, было легче. :-) Но и то, конечно, не выстоял всю службу, присаживался отдохнуть. Впрочем, подобных трудностей нужно было ожидать: и мне самому пятичасовое соединение Всенощной с Литургией непривычно (и потому тяжело), да и враг наверняка не дремлет, подкарауливая нас «где тонко». Но, с Божьей помощью, справились – и я, и прочие паломники (а было в монастырском храме в ту ночь человек 15-20).

 Но зато, как водится, от Причастия шел уже «окрыленный», и 33-й псалом пел громко и с удовольствием. :-) Так что, развезя кое-кого по домам и вернувшись домой уже в 6-м часу, потом долго еще не мог уснуть, ворочался и строил планы на будущий день. Вот она, сила благодати Божией. :-)